Москва — это Третий Рим, и День города Москвы — это напоминание потомкам о том, что русская столица является духовным центром мира. Такое понимание праздника заложили в его основу инициаторы — славянофилы, которым было важно подчеркнуть, что любовь к Москве — это любовь к исконной, традиционной России.
«Москва, и град Петров, и Константинов град», — писал поэт и дипломат Ф. Тютчев. С таким пониманием роли Москвы прошли первые в истории памятные гулянья на День города в январе 1847 года, когда москвичи праздновали 700-летний юбилей города. Праздновали скромно, с едва заметной иллюминацией, с домашними собраниями за столом, а пир в память званого мероприятия князя Юрия Долгорукого провели в узком кругу — на квартире историка М. Погодина.
Последний в своей статье «Семисотлетие Москвы» в журнале «Москвитянин» представил видение того, как должно было проходить празднование Дня города Москвы в дальнейшем. Речь шла о том, чтобы получить «праздничный» бюджет и расходовать его, рассказывая об истории города, его святых, церквях, монастырях, учёных, людях искусства, зданиях, учреждениях и замечательных людях — всём том, что создало блеск и величие города. Если удастся найти единомышленников, конечно…
В печати началась бурная дискуссия о Москве и её роли, о том, чем она велика. В неё включились все знаковые фигуры, от поэта-декабриста Фёдора Глинки до ярого либерала Герцена. Но к общему мнению не пришли. Каждый хотел подчеркнуть важную для своих убеждений грань истории Москвы. Власти (тогда — Николай I) никакую из инициатив не подхватили (праздник не стал государственным), предоставив общественным деятелям свободу. Госбюджет выделен не был, и Москва фактически осталась без праздника.
Но идея не умерла, бродила в умах патриотов. И сто лет спустя, на 800-летие Москвы, она была-таки подхвачена властями — уже советскими, которые решили создать столице (ей стала Первопрестольная после революции) новый имидж. Над ним «поработал» сам товарищ Сталин, подчеркнув нужную ему грань истории города, его «великих заслуг Москвы перед Родиной». Он распорядился отмечать юбилей Москвы в сентябре, приурочив его к 135-й годовщине Бородинской битвы.
Готовить юбилей под руководством «вождя народов» взялись крупнейшие умы России: Лаврентий Берия, Андрей Вышинский, Сергей Вавилов, Алексей Щусев и Сергей Бахрушин. Акцент ставился на военной истории — победах Москвы и реконструкции города, что объяснимо и логично в послевоенных условиях. Бюджет потратили разумно: на памятник Юрию Долгорукому, на открытие Музея Андрея Рублёва и на раздачу памятных наград трудящимся — тем, кто восстанавливал столицу из руин. Праздник удался на славу: были и иллюминация, и салют, и зрелища (музыка, артисты цирка), и праздничное угощения — ярмарки.
Почему же в тяжёлое послевоенное время Сталин решился на такие расходы? Что же ему было важно подчеркнуть? Конечно, роль власти в истории Москвы. «Заслуга Москвы состоит, прежде всего, в том, что она стала основой объединения разрозненной Руси в единое государство с единым правительством, с единым руководством«, — говорил он в торжественной речи, и подчёркивал, что без централизованной власти нет ни независимости страны, ни её развития. «Историческая заслуга Москвы состоит в том, что она была и остается основой и инициатором создания централизованного государства на Руси», — слышали москвичи.
Но Сталин не мог себе позволить проводить День города ежегодно, эта идея возникла уже при Ельцине, в бытность его главой московского горкома КПСС, в 1986 году. Ельцин тогда создавал себе имидж «сильной руки», которая может навести порядок в расшатанном Горбачёвым государстве, и ему понадобилось возродить именно такое мероприятие, хотя и без открытого провозглашения «сталинских» лозунгов. Формально подчёркивались экономическая и культурная роли Москвы в государстве, а празднование походило на римские гулянья, дававшие народу «хлеб и зрелища».
Постепенно в процесс включились и спонсоры, и общественность, каждый кто во что горазд. Кто-то развлекает народ, кто-то просто рекламируется или провозглашает свои идеи, кто-то реставрирует церкви и просвещает.
Власти продолжают принимать в участие в Дне города, каждый год расставляя на празднике разные акценты без упоминания о необходимости максимальной централизации власти для успеха развития, хотя это и следует из фактического положения дел.
Сегодня мэр С. Собянин подчеркнул роль Москвы и её врачей в сдерживании пандемии. Накануне он и президент говорили об этом бедствии и его последствиях, а также о новом образе Москвы, которая бурно отстраивается на новый лад. Это подчеркнёт в своём выступлении и В. Путин, посетив отреставрированную ВДНХ — старого нового символа города.
Как и в первый раз, в 1847 году, из-за пандемии День города Москвы в 2020 году пройдёт без особых массовых гуляний. Но, пожалуй, это единственное, что роднит этот праздник с его инициаторами. В остальном торжество сохранило как дату, заложенную И.В. Сталиным, так и её смысл: обновление Москвы — это предтеча того, что ждёт страну.
«После того, как по воле великого Ленина Москва вновь была объявлена столицей нашей Родины, она стала знаменосцем новой советской эпохи», — говаривал товарищ Сталин.
А славянофилы-то говорили совсем о другом, о том, что главное в столице — её традиции и дух. Кто-то любит Москву старую, а кто-то переделывает её на свой лад и ценит свои достижения в её прогрессе.