За два поколения до Тутанхамона, более 3400 тысяч лет назад в Древнем Египте жил высокопоставленный чиновник по имени Кха. Он руководил строительством Нового Царства эпохи фараонов Аменхотепа II, Тутмоса IV и Аменхотепа III. Когда в мир Осириса отправилась его любимая жена Мерит, Кха похоронил её в достойном месте, в Долине царей Дейр-эль-Медине, но в отдалении от других, и через некоторое время упокоился там сам.
Захоронение Мерит и Кха стало образцовым для египтологов. Это самая древняя нетронутая гробница древней знати страны.
Археолог Артур Вейгалл обнаружил могилу в 1906 году в рамках Итальянской археологической миссии. Богатая гробница, показывающая весь блеск состояния супругов в земной жизни, затем уехала в музей Турина.
Здесь были позолоченные саркофаги усопших и драгоценности, одежда (тончайшее льняное бельё Кха получило вышивку с его именем) и обувь, косметика и предметы гигиены, и сосуды с погребальной едой из керамики, стекла и алебастра.
Содержимое запечатанных сосудов долгое время оставалось загадкой — еда попросту сгнила, под крышкой или без. Однако сотрудники музея рассказали химикам о том, что в витрине, где выставлены экспонаты, слышатся отчётливые фруктовые запахи, и это навело учёных на мысль…
Да, раскрывать сосуды нельзя — таково требование к их сохранности. Но химик-аналитик из Пизанского университета Илария Дегано решила поместить экспонаты в пластиковые пакеты, чтобы извлечь их дух. Выделяемые летучие соединения через несколько дней рассказали о химическом составе больше, чем можно было себе представить.
Две трети компонентов погребальной еды удалось разгадать. Некоторые альдегиды и углеводороды указали на пчелиный воск, другие альдегиды — на фрукты, триметиламин — на сушеную рыбу.
Аналогичные эксперименты в 2014 году уже проделывались с мумиями. Помещённые в пакеты льняные обмотки позволили расшифровать бальзамирующие агенты с антибактериальным эффектом, применяемые более 5 тысяч лет назад.
Теперь выяснилось, что древние могилы впитывают в себя также запахи погребальной еды. «Летучие вещества ранее игнорировались археологами из-за предположения, что они исчезли, — говорит археолог и химик-аналитик из Йоркского университета Стивен Бакли, — но это не так». «Запах — это ещё неизведанные врата в прошлое», — уверена Сесилия Бембибре из Университетского колледжа Лондона.
Да, действительно растительные компоненты гниют — их запах сегодня не такой привлекательный, как это было тысячи лет назад. Но при наличии правильных знаний возможно отделить исходные запахи от компонентов разложения. Главное — что древние египтяне впитали в себя свои загробные дары и оставили нам информацию о них.