Мусульмане в Москве комфортно живут со времён Орды

татары в Москве

Русские правители не сегодня стали нуждаться в восточных диаспорах на территории России, поскольку издревле наша страна имела связи с восточными правителями и геополитические интересы на Востоке. Хотя размер и характер этой миграции с течением времени изменился, но неизменным оставалось одно: приглашенные получали комфортные условия для работы и отправления своего культа.

Что же принципиально изменилось с XV века, когда на территории Москвы впервые обосновались первые представители восточных культур? Прежде всего то, что если сейчас они соседствуют с нами повсюду и представлены во всех отраслях, то раньше они жили на специально отведённых территориях, название которых до сих пор сохранилось в названии некоторых мест нашей столицы, и занимались вполне конкретными вопросами.

«Мусульмане появляются в Москве со времени Золотой Орды, — рассказывает читателям «Э-Вести» Илья Владимирович Зайцев, замдиректора Музея Востока и признанный специалист по Исламу. — Об этом есть неоспоримые свидетельства, прежде всего — это берестяные грамоты, найденные на Кремлёвском холме, где упомянуты несколько человек, которые (судя по именам) безусловно являются мусульманами. В грамотах содержатся описи их хозяйства.

Есть также свидетельства того, что в XV и XVI веках на службе великих князей московских находились татары, исповедовавшие Ислам. Как они там оказались — это вопрос до конца не решённый. Возможно, часть из них перешла из Тверского княжества, другая часть — из Мещеры. Они несли вполне определённую службу, которая заключалась в том, что они сопровождали московские посольства в Крым и другие исламские земли (скажем, в Казань), и охраняли эти посольства пока они шли через Дикое Поле. Территория между нынешними Россией и Украиной (полуостровом Крым и южной границей Московского государства) была заселена очень слабо или не была заселена совсем, и надо было знать, как идти, чтобы не подвергнуться нападению».

русские и татары
Соседство русских и татар в Средневековье наглядно показано на выставке «Кто мы? Откуда мы? История миграций в Московском крае с древнейших времен до Средних веков» в Музее археологии Москвы. На верхнем стенде мы видим предметы татарские, на нижнем — русские

Более того, они несли также службу в качестве переводчиков, из которых в конце XVI века сформируется Татарская Слобода — то место, где жили мусульмане, и которое нам сейчас известно по московской топонимике (Большая Татарская ул. — прим. ред.).

Большая Татарская улица
Большая Татарская улица — остаток Татарской Слободы

Занятие этих людей сохранилось также в названии Большого Толмачевского переулка (толмач — русское слово от глагола «толмачить», толковать, это переводчик на переговорах — прим. ред. Его фото Вы видите в начале статьи).

Как рассказывает Илья Владимирович, те татары, которые оказались на территории Москвы в конце XV века, жили по нескольким деревням, расположенным вокруг Москвы, то есть, они были наделены землёй, которая давалась им за службу. Формирование Татарской Слободы и строительство там мечетей способствовало тому, что эти люди жили там и сохранили свою религию, уживаясь с местным населением, исповедовавшим православие.

Предметы, принадлежавшие первым татарским поселенцам Москвы.
Предметы, принадлежавшие первым татарским поселенцам Москвы.

До чумы 1774 года за Калужскими воротами в Москве было и мусульманское кладбище, затем его закрыли и открыли новое, близ Даниловского кладбища. Татарское кладбище располагалось на территории между современным кладбищем и Третьим транспортным кольцом. Оно до сих пор существует.

эпитафии с татарских могил
Эпитафии с татарских могил XV века

Об этом периоде говорит надгробие, изначально происходящее из Касимова Рязанской области (на снимке слева). В Касимове был двор Чингизидов и население, которое его содержало.

Помимо местного населения — финно-угорского, например, это были и татары. Эти надгробия когда-то были привезены в Музей Востока, сейчас они хранятся в Новом Иерусалиме. На этих надгробиях сохранились прекрасные эпитафии (на снимке слева).

Мусульманская иммиграция XV была в большей степени профессиональной, но не массовой миграцией татарского этноса в Москву. Часть мигрантов затем крестилась и слилась с местным населением, другая часть жила здесь, не меняя Веры.

Дом Асадуллаева
Вход в Дом Асадуллаева в Малом Татарском переулке в Москве

«Татарская Слобода как этнический анклав доживает до конца XIX века, — резюмирует Илья Владимирович. — Если Вы посмотрите домовладельцев этого времени, то больше 60% из них составляли татары. Потом эта граница начинает размываться и теряет свою чёткость, особенно при советской власти».

В то же время, если перед 1917 годом число проживающих в Москве татар составляло около 15 тысяч, то после революции община разрослась. К 1989 году она стала насчитывать более 150 тысяч человек.

Кроме того, сюда пришли и здесь закрепились новые мусульманские народы, нашедшие себе занятие в столице. Татары уже давно не являются крупнейшей мусульманской диаспорой, уступая место мигрантам из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Азербайджана.

Справа Вы видите дом, сооруженный в 1914 году в Москве, который принадлежал одному из представителей мусульманской диаспоры в дореволюционной России — купцу первой гильдии, бакинскому нефтепромышленнику ­ Шамси Асадуллаеву. Блестящую статью о нём в написал мой бывший сокурсник по истфаку МГУ — Дмитрий Опарин, видный исследователь Замоскворечья.

По его сведениям, дом выстроен был архитектором Владимиром Краузе, который сумел сделать это с учётом традиций и предпочтений своего заказчика, совершенно в восточном стиле.

Иначе и быть не могло — он располагался близ мечети и должен был быть школой для детей московских мусульман, в которой они постигали бы азы науки, но одновременно узнавали бы о своих традициях и истоках. До революции его и называли не иначе, как школой. На её входе красуется надпись «Школа покойного Шамси»; во многом благодаря этой надписи люди помнят о покровителе науки и культуры татарской и шире — мусульманской диаспоры Москвы.

Этот дом и после революции служил школой, которая впредь финансировалась не на деньги меценатов, а за счёт госбюджета. Затем в Дом Асадуллаева переехал татарский театр, который просуществовал здесь до Великой Отечественной войны.

После войны дом было потерял свой восточный смысл — он стал то госпиталем, то общежитием, то образовательным учреждением при МИД, но усилиями московской татарской общины снова вернулся к своим корням. Здесь сегодня располагается Татарский культурный центр. Древнейшая мусульманская община российской столицы в 2003 году вернула себе историческое место, отданное ей ещё в стародавние времена, ещё совершенно другими властями другой по сути — православной страны.

Поделиться с друзьями
Subscription