Жизнь древних финикийцев была пропитана религиозным культом в большей степени, чем предполагалось ранее. Бассейн в нашем понимании, как место механического плавания – это было бы слишком просто для них. Но и военная гавань оказалась слишком примитивным решением.
Финикийцы были искусными мореплавателями, которые правили Средиземноморьем между 1200 и 300 годами до Р.Х. Затем они уступили место римлянам.
В I тысячелетии до Р.Х. финикийские моряки облюбовали Сицилию и окрестности, где основали колонии – достаточно могущественные, чтобы время от времени соперничать с метрополией.
Колонию на островке Мотья близ Сицилии начали обустраивать в соответствии со своими традициями около 800 года. Она была удобна расположена на перекрестье торговых путей, связывающих Финикию и Западное Средиземноморье с финикийскими колониями в современных Испании и Сардинии. Здесь металлы перегружались и отправлялись на Ближний Восток.
Ещё в 1920х годах археологи нашли на юго-западном побережье Мотьи рукотворную впадину (котлован). Первое, что пришло в голову учёным – это котон, укреплённая гавань для военных кораблей.
Но недавние раскопки профессора археологии и истории искусств Римского университета Сапиенца Лоренцо Нигро доказали, что это не так, и к морскому делу комплекс не имеет никакого отношения – бассейн не был соединён с морем и питался водами из трёх пресноводных источников, что свидетельствовало об особой божественной милости к финикийским колонистам.
Бассейн с 3-метровой статуей божества возник в 550 году до Р.Х. в честь победы над Карфагеном, и был заброшен во времена владычества Рима, победившего в результате Пунических войн. Его окружали культовые сооружения, возможно, статуи, от которых сохранились лишь камни фундамента.
Место для водоёма размерами крупнее современного олимпийского бассейна финикийцы определили ориентируясь по звёздам, и окружили его культовыми сооружениями в честь божеств – прежде всего, повелителя воды, бури и небес Ваала.
Предположительно, в бассейне также черпались научные знания — финикийцы изучали движение звезд и планет, которые имели решающее значение для навигации кораблей. В день зимнего солнцестояния на главном храме отражалось созвездие Орион.
Священные бассейны были важнейшей частью многих храмов на родине финикийцев – на территории современного Ливана. Этот опыт они переносили и на свои колонии, не довольствуясь исключительно военной и торговой сферами деятельности.