В 1460 году Франческо Сфорца, герцог Миланский, решил, что ему нужна королевская резиденция. Он захватил руины средневековой крепости на севере Италии и в течение нескольких лет руководил стройкой, превратив развалины в огромный величественный дом с четырьмя башнями по углам, тремя внутренними двориками, залами, украшенными фресками, библиотекой и прудом. Ходили также слухи, что в здании есть множество потайных ходов.
Как оказалось, легенда подтвердилась. Для составления цифровой карты замка учёные Миланского политехнического университета задействовали георадары с лазерными сканерами и обнаружили, что в цитадели действительно есть сеть подземных переходов.
В 1494 году преемник Франческо — Людовико Сфорца — нанял Леонардо для украшения здания. Художник, работая с Бернардино Дзенале и Бернардино Бутиноне, создал фрески для комнат замка, в частности для Сала-делле-Ассе. Находясь на службе у Сфорца, да Винчи сделал зарисовки, на которых были запечатлены тайные проходы замка, которые сейчас можно увидеть в Кодексе Форстера I.
Подземные коммуникации, описанные Леонардо, имели главным образом военное значение. Впрочем, есть среди них и тайный ход, по которому Людовико мог пройти к усыпальнице своей жены Беатриче д’Эсте в базилике Санта-Мария-делле-Грацие.
Эта церковь, построенная ещё Франческо, служила семейным склепом и хранилищем знаменитой «Тайной вечери» Леонардо.
Сегодня в замке Сфорца находятся музеи, включая пинакотеку Кастелло Сфорца, музей пьеты Ронданини и Музей древнего искусства (где демонстрируется Сала Делле Ассе). Исследователи надеются найти все скрытые проходы музейного комплекса.
«Георадар обогатил 3D-модель данными как об известных, но недоступных пространствах, так и выявив неизвестные проходы», — пишет один из участников проекта Франчески Биоло.
Команда планирует продолжить картографирование замка в рамках проекта создания «цифрового двойника». Это не только позволит учёным изучить, как замок менялся с течением времени, но и даст туристам более полное представление о его истории.