В центральной печати появились статьи и размышления авторов различных ориентаций на тему существования в России за последние 100 лет закрытых (не обязательно тайных) обществ религиозного, политического и культуртрегерского свойства, которые формировали лицо современного российского сообщества граждан. Но может ли существовать параллельное общество наряду с открытым обществом?
Речь идёт не только о закрытых религиозных, в частности монашеских орденах, но и закрытых дворянских сообществах и поклонниках отдельных выдающихся духовных личностей вроде поэта М.А. Кириенко-Волошина.
Другая Россия существовала параллельно и внутри советского общества. Зачастую она с ним даже не соприкасалась. Выдающийся учёный академик Лосев, например, был тайный монах-андроник, посвятившим в своё сообщество учёных, которые впоследствии стали священнослужителями и монахами.
Второй пример – просуществовавшая почти три десятилетия сельскохозяйственная артель им. Крупской в Захарьино Ивановской области, состоящая из тайных насельниц, которые и впрямь были передовиками коммунистического сельскохозяйственного производства, но состояли в закрытой тайной монашеской общине, которая сумела просуществовать практически до эпохи Горбачева. Тайное – это не обязательно значит подпольная.
Совершенно законно её образовала в 1922 году дочь священника Мария Благовещенская, и к 1930 году в ней было более 100 монахинь. Крупное хозяйство, которое включало в себя обширный огород и восемь заводов. Советская пресса писала о нём, как о ярком образце «героической борьбы трудящейся крестьянки за раскрепощение», но в 1931 году председателя «колхоза» арестовали и самоотверженная монахиня провела многие годы в лагерях.
В начале 1930-х годов тоталитарный режим привёл в действие последний разрушительный заряд, направленный на уничтожение остатков традиционного общества. Начались чистки, гонения и ликвидация катакомбной церкви. Яркий пример – тайная Александро-Невская обитель в Петербурге и все тайные ордена монашеские по всей России.
Богоборческая власть была уверена в том, что к концу 1930х годов зачистка была произведена полностью. Однако каково было удивление, что даже в эпоху Горбачева выяснилось, что в КГБ, МИДе и ряде правительственных учреждений трудились (и довольно успешно) люди, исповедовавшие христианские и далеко не богоборческие взгляды.
Тема «другой России» — это тема для размышлений о том, стоит ли вновь готовиться к длительному погружению перед лицом наступающего Армагеддона? Сценарии того, что ждать к 2024 году, различны. Некоторые из них пророчат реванш тоталитарных сект и приход к власти радикальных богоборческих коллективов и групп, которые продолжат политику геноцида, в целом прекратившуюся к концу правления Сталина.
80 лет – это три поколения людей. За это время общество менялось. Оно уже не такое, каким оно было в 1917 году. Это другая страна, другие люди и другой коллективный психотип.
Социальные антропологи ставят вопрос: с каким обществом мы сегодня имеем дело? Это общество, которое исповедует нормы и стандартны христианской цивилизации или общество, напоминающее эпоху гуннов или раннего палеолита? Наличие ядерных ракет, развитой космической отрасли, обладание сверхсекретными технологиями по разработке климатического оружия не говорит о развитости гражданского общества, а тем более о духовности отдельных его страт.
Показательно одно из интервью дочери Сталина Светланы. Это плод для масштабных размышлений об опыте человеческой цивилизации за последние 100 лет. Оно поражает многими откровениями относительно советского наследия в постсоветский период.
Самое яркое из её слов – то, что Светлана Алилуева приняла крещение в 1962 году и Вера в Бога позволяла ей продолжать жить осмысленно с тем нелёгким человеческим грузом, который она в себе несла.
Я недавно ходил в школу, которую я окончил, на вечер встреч выпускников разных лет. Не забудется воспоминание одной из наших учительниц – преподавателя географии, которая рассказывала о С. Алиллуевой в бытность её ученицей этой же школы. Девочку привозили на черном лимузине в сопровождении двух автомобилей с охраной. «Ну что вы, что вы, я была такая же, как все», — говорила она много лет спустя.
Общество, ведомое нынешними властями, сегодня, как и 100 лет назад, находится на перепутье. Куда повернут основные векторы его развития на горизонт долгосрочной перспективы? Но даже в этом случае будет надежда на сохранение «другой России», которая как выживала ранее, так выживет и теперь.