Неандертальцы — нескончаемый источник вдохновения для учёных разных специальностей, продолжают раскрывать свои секреты. На этот раз творческие. Оказалось, что загадочные гоминиды создали развитую творческую активность во Франции как минимум 57’000 лет назад.
Уже более века с момента первых французских раскопок большая часть общества считает, что неандертальцы — неполноценные звероподобные существа. Во многом этому способствовал профессор Марселль Буль, который некорректно реконструировал находку Ля-Шаппель-о-Cен и необычную форму черепа принял за признак умственной неполноценности, игнорируя развитый мозг вида.
Его точка зрения оказалась живучей, и несмотря на свидетельства производства неандертальцами инструментов, занятий живописью и музыкой их нередко считают вымершей ветвью неполноценных протолюдей.
«Сегодня роль неандертальцев в биологической и культурной эволюции людей подвергается глубокому пересмотру», — говорится в пресс-релизе авторского коллектива во главе с Жан-Клодом Марке из Французского университета Тура. Учёные, в свою очередь, доказали, что неандертальцы не только не были ущербными, но и имели выраженную склонность к творческой деятельности. Они использовали сложные комбинации линий, точек и завитков в мягких породах для создания произведений в пещере Ла Рош-Котар.
Марке и его команда провели эксперименты, чтобы определить, была ли наскальная живопись реализованным художественным замыслом или появилась случайно, как утверждали некоторые их коллеги.
Учёные создали 3D-модели пещер, используя технологию «фотограмметрии», и попытались воссоздать символы в аналогичных частях пещер, используя инструменты, доступные неандертальцам (кости, дерево, рога, кремень и металлические наконечники). Макет прогнали через все мыслимые сценарии, которые могли привести к появлению пещерной живописи.
По крайней мере, восемь изображений в пещерах были произведениями, однозначно созданными руками человека. Именно человека, поскольку Homo Sapiens активно скрещивался с неандертальцами и производил детей, что было бы невозможно с человекообразными обезьянами. В крови европейцев сегодня 2-4% генов неандертальцев; они есть почти у всех.
Кроме того, исследователи обнаружили, что некоторые из каменных орудий в пещере были мустьерскими (культура среднего палеолита — прим. ред.), искусно изготовленными орудиями. Что касается живописи, то неандертальцы производили её пальцами, водя кончиками их по стенам и творили на средней высоте от 1.5 до 1.7 метров от пола. Археологи также считают, что неандертальцы носили украшения, делая их из раковин, птичьих когтей и резных оленьих костей.
Что-то похожее находили в Болгарии и Испании, где пещеры были изрисованы абстрактными узорами и трафаретами рук своих создателей. Но французская живопись — более ранняя; судя по датировке минералов в отложениях горных пород, она возникла по крайней мере 57’000 лет назад, плюс-минус 3’000 лет.
А около 40’000 лет назад следы вида на территории Европы теряются. Кто знает, почему? Возможно, недалёк от истины был Буль, подчёркивающий их звериное начало.
Археологические раскопки в Кова-де-лес-Тейксонерес, проведенные Каталонским институтом палеоэкологии человека и социальной эволюции (IPHES), показали, что существует возможность того, что неандертальцы практиковали каннибализм, возможно, ели собственных детей около 52’000 лет назад.
Человеческие останки, найденные на месте пещеры, не только были смешаны с костями животных и имели характерные порезы на поверхности ключицы, но и были сильно фрагментированы (разбиты на мелкие кусочки), что подтверждает гипотезу каннибализма. Первое, что пришло учёным на ум — неандертальцы пытались получить доступ к костному мозгу и другим питательным веществам, содержащимся в костях найденных в пещере детей.
Воистину, склонность к искусству не исключает зверства.