На прошлой неделе археологи раскопали 50 захоронений, которые, возможно, прольют свет на погребальные традиции древнего гальского племени – паризиев – которые обитали на берегах Сены 2000 лет назад. Их тогдашняя столица Лютеция теперь называется Парижем.
Считается, что обнаруженные рядом с железнодорожным вокзалом могилы являются частью более позднего крупнейшего лютеранского кладбища – некрополя Сен-Жак. Жители Лютеции хоронили здесь своих умерших в I – IV вв. н.э.
Эти находки, по словам Доминика Гарсия из французского национального института превентивных археологических исследований (INRAP), открывают «окно в мир Парижа времен античности».
Нынешние раскопки не первые в районе Сен-Жак. Еще в 1800-х скоропалительные изыскания натолкнулись на часть древнего кладбища. Но археологи 19 века интересовались главным образом ценными предметами и игнорировали скелеты и другие артефакты, которые могли бы дать информацию о контексте того времени. Они быстро перезахоронили всё, и это место было забыто на следующие два столетия.
Лишь планы строительства нового выхода вокзала Порт-Ройял побудили археологов INRAP исследовать район, который, как предполагалось, был рядом с утраченным некрополем.
В 50 захоронениях обнаружены останки как взрослых, так и детей. Наличие гвоздей указывает на то, что покойников хоронили в деревянных гробах, которые с тех пор полностью истлели. А следы обуви с шипованной подошвой, найденные в некрополе, говорят, что умершие были в одежде.
Менее половины могил содержат погребальные принадлежности, в том числе керамические и стеклянные сосуды. Один скелет был похоронен с монетой во рту – платой лодочнику Подземного мира Харону, который в греческой мифологии перевозит души через реку Стикс. Монета датируется вторым веком нашей эры, что свидетельствует, что некрополь использовался примерно в это время. В четвертом веке это место вышло из употребления; на пике своего расцвета оно занимало площадь около четырех гектаров.
Ученые отмечают, что в Лютеции находилось «несколько некрополей», но на данный момент обнаружен лишь один – самый большой, расположенный к югу от города.
Всё то немногое, что известно о паризиях, почерпнуто из трудов древнеримских завоевателей. А поскольку они участвовали в восстаниях против римлян, большая часть истории племени была утеряна.
Так паризии упоминаются в наполовину мемуарах, наполовину пропагандистском самопиаре Юлия Цезаря «Комментарии к Галльской войне». Там Цезарь пишет, что при поражении галлы вместо того, чтобы покориться, отступая, они сожгли свои дома.
Паризии также участвовали в восстании галльских племен против римлян под предводительством Верцингеторига, вождя кельтского племени арвернов в центральной Галлии. Финалом войны стала битва при Алезии, которая ознаменовала одну из величайших военных побед Юлия Цезаря и закрепило его правление в регионе.
Несмотря на скудность достоверной информации о паризиях, такие находки, как обнаруженный некрополь, содержат ключи к традициям этих древних племён, говорит антрополог INRAP Камилла Колонна.
«Это [место] позволит нам понять жизнь паризиев через их похоронные обряды, а также их здоровье путем изучения их ДНК», – добавляет она.