Нововведения в закон об арбитраже, вступившие в силу с 01 сентября 2016 года, обсудили на организованной ИД «Коммерсантъ» конференции «Арбитраж в России 2016: что будет дальше?» 11 ноября 2016 года.
Представители Министерства Юстиции, Торгово-Промышленной Палаты России (ТПП РФ), авторитетных профессиональных ассоциаций и компаний, а также юристы крупнейших российских компаний рассмотрели различные аспекты изменений.
Так, председатель Московского Коммерческого суда при МКАС А. Костин обратил внимание на то, что изменения в арбитражном законе не носят принципиального характера. Ключевой шаг был сделан в законе 1993 года, когда был введён «слепок с документа Комиссии ООН по праву международной торговли», «идея состояла в том, чтобы взять международный арбитраж как таковой». В России долгое время было 2 закона – один – для внутреннего пользования, другой – типовой, для внешнего. То, что делается сегодня, является следствием наработанной в стране практики и делает следующие шаги к международной практике.
«У нас была цель сделать российский арбитраж максимально привлекательным», — сказал В. Чубаров, вице-президент ТПП РФ. По его мнению: «Важно, чтобы с притоком инвестиций иностранные компании рассматривали споры у нас, в том числе с привлечением иностранных арбитров».
По словам Е.А. Борисенко, одной из разработчиков закона, а в настоящее время первого вице-президента Газпромбанка, «реформа случилась через обращение предпринимателей». На данный момент, сменив позицию и пользуясь законом с другой, практической стороны, она оценивает его положительно. «Как бы критично я с нынешнего взгляда не смотрела, закон кажется мне достойным, — говорит она, — вопрос в том, смогут ли нынешние арбитражные учреждения с ним работать и как». Из сильных сторон реформы Е.А. Борисенко отметила приобретение ясности в таких вопросах, как основания дела, арбитрабельность, разработка чётких критериев по деятельности арбитражных учреждений. «Третейский суд сегодня стал восприниматься со знаком минус, — поделилась она, — Наводя порядок у себя внутри, добиваясь ясного, внятного подхода, мы также поднимаем уровень правовой культуры бизнеса».
Говорилось о том, что помимо среды «честных арбитров» востребован обещанный законом институт третейских судей, которые могут дать предпринимателям возможность конфиденциального рассмотрения споров.
Конкурентная среда, созданная новым законом, даст возможность предпринимателям выбирать судей с большей тщательностью. «Мы будем смотреть на список арбитров, — сказала Е.А. Борисенко, — но также на репутацию глав арбитражей».
В плане репутации судей теперь потребуется как в России, так и за рубежом спрашивать у экспертов копии документов об образовании и опыте. Несмотря на негативные комментарии ряда присутствующих, в этом смысле ни для кого исключений сделано не будет, в том числе для международно признанных экспертов.
Важной новой возможностью, гарантированной законом, станет образование арбитражных судов в рамках компаний. По словам В. Чубарова, «от входа и до утверждения такого арбитража правительством это займёт до 3 месяцев». В то же время, например, «Газпромбанк не будет создавать своё НКО», — сказала вице-президент.
Заместитель министра Юстиции РФ М. Гальперин с удовлетворением заметил, что внедрение новых правил воспринято с большим удовлетворением, чем можно было предположить. «Люди уже стали работать по-новому и без нас», — сказал он.
Источники: Kommersant