В известной сказке про Рикки-Тикки-Тави есть храбрая мангуста — одна-единственная, кто одолевает беспощадную кобру. Она есть символ маленького хрупкого, но напористого и бесстрашного существа, которое в одиночку борется с тысячеголовым врагом.
Этот образ будто списан с образа древнейшего народа Европы. Мне с детства говорили, что я — маленький баск, а баски — маленький народ, воспетый в «Песне о Роланде» — первом эпическом произведении Раннего Средневековья. В нём рассказывается, как один плохо вооруженный или безоружный баск противостоит кратно превосходящим силам противника.
Миф имеет под собой исторический факт. В ущелье Ронсенваль в 778 году небольшой отряд басков разбил многократно превосходящий арьергард Шарлеманя (Карла Великого), тем самым не допустив проникновения противника на баскскую территорию. Это произведение изучается во всех икастолах — баскских школах, где преподаются все предметы, включая математику на объединенном баскском языке «эускера батуа» (euskara batua).
Я никогда не изучал баскский язык, хотя с 9-летнего возраста был обложен баскской литературой. Среди них «Мифы об Амайя» — сказочный эпос, повествующий о сказочной богине-освободительнице слабых и малочисленных басков, учебники, аудио и видео, которые я изучал с помощью словарей на трёх-четырех языках. Словари так и не смогли мне помочь в неподъёмной задаче самостоятельно выучить эргативный баскский язык, который резко отличается от русского и испанского даже не по лексическому составу, а по психолингвистической структуре. В этом он похож на большинство картвельских диалектов, грузинский и ингушский эргативные языки.
Приведу пример. По-русски мы скажем: «Солнце освещает опушку леса». А по-баскски это звучит: «Опушка леса освещается Солнцем». И так во всём.
Двуязычный баск — человек с двумя развитыми полушариями мозга, отдающий предпочтение правому — отвечающему за творчество. Это подтверждается многолетними исследованиями физиологов-психологов и антропологов, таких как Талесфоро Арансади..
Пользуясь своими баскскими способностями, сегодня я посвятил утро тому, что отдал дань биографии значительной политической фигуре страны, в которой я живу — Сталину. Особый мой интерес вызывает его биография до 1917 года. Я хотел понять, на чём основывалось его укрепление духа: что он читал, что писал и что на него влияло за долгие 40 лет восхождения к власти.
Меня интересует не то, когда Сталин родился — в 1878 или 1879 или 1881 году (по утверждениям шведской полиции) или как в 17-летнем возрасте он попал под Фаэтон и потерял движимость отдельных частей тела, но что привело к становлению Сталина как политического деятеля и к его резкому ожесточению против окружающей действительности.
Ожесточило ли вождя поведение отца-деспота Бесо, в которого однажды он бросил нож, но не попал, защищая свою мать Кеке, которую, как и сына. отец постоянно избивал в пьяном состоянии? Отца Сталина всё равно убили ножом в пьяной драке, и с 11 лет Сосо — единственный из трёх детей, оставшихся в живых, стал сиротой.
Впоследствии он получил псевдоним Коба по имени персидского царя, основавшего Тбилиси как столицу Грузии и который правил половиной мира, и вошёл в террористическую организацию «Месами Даси» (Третье дело). Они с напарником — будущим известным специалистом по «эксам» Камо — Тер-Петросяном, как семечки лузгали грабежи экипажей казначейств. Самым громким их делом был «экс» 1907 года, благодаря которому партийная казна в одночасье пополнилась огромной суммой, позволившей провести сразу две партийные конференции. Многочисленные отсидки, из большинства которых он бежал, позволили Сталину формировать свой личный круг: Каменев, Свердлов, Аллилуев, Цхеидзе и другие.
Случайность или совпадение, но вскоре после этого безымянный активист закавказского РСДРП был коаптирован в ЦК партии и неимоверно приближен к вождю — Ленину. И этот человек стал определять национальный вопрос. В 22 года ему поручают в издании «Просвещение» написать первое произведение по национальному вопросу, и уже после 2-летнего пребывания за границей, где герой скрывался после очередных «эксов», он при начинает работать над трудом «Марксизм и национальный вопрос», после которого Сталин взлетел по научной линии. Отныне ему уготована роль главного зама по национальному вопросу, на всю оставшуюся жизнь.
А вот как он из замов по национальному вопросу «вышел в дамки» и стал «главным по тарелочкам» — это, как говорит известный телеведущий, «уже совсем другая история». Логического объяснения этому факту я пока не нашёл.
Метафизика — слово, впервые введённое в обиход Платоном. Оно означает такие логические и логикофилософские построения и умозаключения, которые основаны не на том, что можно попробовать на зуб или попробовать глазами, а что есть в природе благодаря тому, что человек способен формулировать и признавать за реальность.
Инструменты метафизики могут помогать государству только в том случае, если оно рецептивно — способно воспринимать разумное и делать его действительным, как говорил Гегель. Если называть вещи своими именами, происходит обратное: действительное так и существует, но не становится разумным.
Возвращаясь у теме полушарий головного мозга, я скажу то, что удивит многих. У русских правое полушарие развито больше левого, творческие способности этого народа развиты как ни у кого. Американский психолог Мерилин Мюррей не только свидетельствовала об этом, но и назвала Россию «культурой правого полушария».
Тем не менее, государство-наследник национальной политики Сталина у нас делает всё, чтобы фильтр, состоящий из чиновничества, не допускал креативные и промыслительные идеи и действия, рождающиеся в сознании творческих людей работать на пользу государства. Получается, что наука, общество и экономика существуют сами по себе, а некий Диван — сам по себе, как если бы он находился на ковре-самолёте и летал самостоятельно в воздушном пространстве.
Мне иногда приходит страшная мысль — а не попросить ли у Роскосмоса или НАСА сделать ковёр-самолет, обустроить его лучшим образом и запустить в космическое пространство? Тогда инструменты метафизики не только заработают, а выдадут видимый результат.
Если Багамские острова (как, впрочем, и Бермудские) по климатическим, религиозным, географическим причинам не подходят нашему Дивану, то ему можно обеспечить Алеутские острова или оборудовать по последнему слову техники ковёр-самолёт из сказки «Тысяча и одна ночь» (наука обеспечит все самые сказочные образы в яви) и создать фешенебельные условия где угодно вне страны. От этого зависит судьба многомиллионного многонационального населения и свобода большей части населения мира от поползновений ядовитых кобр.