Наверное, трудно найти имя наиболее обезличенное в наши дни, чем Наташа. Хотя популярность его резко уменьшилась и малышкам его в последние десятилетия почти не дают, но в человеческом сознании (в России и за рубежом) Наташа — это среднестатистическая русская девушка, которая в своём образе имеет весь набор типовых характеристик и которая испытывает на себе всю тяжесть социальных проблем.
Неудивительно, что Л. Толстой так назвал героиню романа «Война и мир», С. Аксаков скрыл под ним в повести «Наташа» увы, типичное для эпохи жизнеописание своей сестры, а А. Куприн в рассказе «Наташа» показал ту, которая является образцово-показательной русской девушкой.
В новом спектакле Театра Наций «Наташа», поставленном Светланой Земляковой по пьесе Марины Крапивиной, она — тоже героиня наших дней.
Провинциалка с тяжелой судьбой, приехавшая в российскую столицу, Наташа находит себе мужа, дом и семью, которой в полном составе предстоит в финале погибнуть. В каком-то смысле, и по её вине.
Алёна Разживина блистательно реализует предназначенную ей роль Наташи. Её необъяснимую притягательность и обаяние актриса раскрывает до конца. При этом перед нами не привычный образ русской литературы — скромная чистая девушка, а «тёртый калач», который хранит свою индивидуальность и угловатость до конца в полной уверенности, что иначе сегодня просто не выжить.
В ней нет той женственности и радости прожитого дня, которые были неотъемлемой частью образа предшественниц-Наташ, и мы не можем отнести героиню Алёны Разживиной полностью к положительным образам. Однако она перед нами — меньшее из зол, которое могло постичь полусонную благополучную московскую семью.
Впрочем, с семьёй Кирилловых тоже не всё так просто, хотя каждый её представитель обладает яркой харизмой и вызывает сочувствие зрителей в сценической версии. Это люди из элитного жилья на Тверской, попавшие в него через предков — вершителей судеб 1937 года. Тенью ходит за ними современное поколение ФСБ. Потомкам чекистов не избавиться от довлеющей связи с этим кругом.
Пожалуй, основной трагизм ситуации воплощает в себе мать семейства — Ольга Сергеевна (Наталья Павленкова). Эта гордая и любящая, но слабая женщина давно смиряется со всеми превратностями судьбы, чтобы увидеть счастье своих детей и продолжение рода. Увы, её ждёт полный крах надежд.
Виновата ли Наташа в развязке или она воплотила в себе новый мир, разрушительно ворвавшийся в жизнь семьи? Так бывает, когда ничего дурного не сделавшее инородное тело вызывает отторжение само по себе, несовместимостью материи. Это произошло и в этот раз.
В спектакле множество ссылок на русскую литературу, отчётливо читаются чеховские «Три сестры» (хотя Кирилловы — не Прозоровы, а Наташе не удаётся как предшественнице повлиять на Андрея) и отчасти лесковская «Леди Макбет Мценского уезда». Можно сказать, что «Наташа» — что-то в том же роде, но на современный лад.
Главное, наверное, что подкупает в этой постановке — это абсолютное попадание команды в чувства зрителей сегодняшнего дня.
Как же всё-таки спектакль может задевать сегодня за живое зрителей? Яркая режиссура, актёры, отдающие себя без остатка на сцене и вопросы, касающиеся всех нас, москвичей (слом формаций, квартирный вопрос, долги, бесплодие…). Всё это мы видим в «Наташе» — героине наших дней.
Поэтому приготовьтесь к тому, что во время просмотра не раз подкатит ком к горлу. Перед нами — беспощадный реализм.