О «Наташе». Как спектакль может задевать за живое?

О "Наташе". Как спектакль может задевать за живое?

Наверное, трудно найти имя наиболее обезличенное в наши дни, чем Наташа. Хотя популярность его резко уменьшилась и малышкам его в последние десятилетия почти не дают, но в человеческом сознании (в России и за рубежом) Наташа — это среднестатистическая русская девушка, которая в своём образе имеет весь набор типовых характеристик и которая испытывает на себе всю тяжесть социальных проблем.

Неудивительно, что Л. Толстой так назвал героиню романа «Война и мир», С. Аксаков скрыл под ним в повести «Наташа» увы, типичное для эпохи жизнеописание своей сестры, а А. Куприн в рассказе «Наташа» показал ту, которая является образцово-показательной русской девушкой.

В новом спектакле Театра Наций «Наташа», поставленном Светланой Земляковой по пьесе Марины Крапивиной, она — тоже героиня наших дней.

Провинциалка с тяжелой судьбой, приехавшая в российскую столицу, Наташа находит себе мужа, дом и семью, которой в полном составе предстоит в финале погибнуть. В каком-то смысле, и по её вине.

Алена Разживина (Наташа)
Алена Разживина (Наташа)

Алёна Разживина блистательно реализует предназначенную ей роль Наташи. Её необъяснимую притягательность и обаяние актриса раскрывает до конца. При этом перед нами не привычный образ русской литературы — скромная чистая девушка, а «тёртый калач», который хранит свою индивидуальность и угловатость до конца в полной уверенности, что иначе сегодня просто не выжить.

В ней нет той женственности и радости прожитого дня, которые были неотъемлемой частью образа предшественниц-Наташ, и мы не можем отнести героиню Алёны Разживиной полностью к положительным образам. Однако она перед нами — меньшее из зол, которое могло постичь полусонную благополучную московскую семью.

Впрочем, с семьёй Кирилловых тоже не всё так просто, хотя каждый её представитель обладает яркой харизмой и вызывает сочувствие зрителей в сценической версии. Это люди из элитного жилья на Тверской, попавшие в него через предков — вершителей судеб 1937 года. Тенью ходит за ними современное поколение ФСБ. Потомкам чекистов не избавиться от довлеющей связи с этим кругом.

Наталья Павленкова (Ольга Сергеевна), Станислав Беляев (Андрей), Илона Гайшун (Маша) и Александр Девятьяров (Марк)
Наталья Павленкова (Ольга Сергеевна), Станислав Беляев (Андрей), Илона Гайшун (Маша) и Александр Девятьяров (Марк)

Пожалуй, основной трагизм ситуации воплощает в себе мать семейства — Ольга Сергеевна (Наталья Павленкова). Эта гордая и любящая, но слабая женщина давно смиряется со всеми превратностями судьбы, чтобы увидеть счастье своих детей и продолжение рода. Увы, её ждёт полный крах надежд.

Виновата ли Наташа в развязке или она воплотила в себе новый мир, разрушительно ворвавшийся в жизнь семьи? Так бывает, когда ничего дурного не сделавшее инородное тело вызывает отторжение само по себе, несовместимостью материи. Это произошло и в этот раз.

В спектакле множество ссылок на русскую литературу, отчётливо читаются чеховские «Три сестры» (хотя Кирилловы — не Прозоровы, а Наташе не удаётся как предшественнице повлиять на Андрея) и отчасти лесковская «Леди Макбет Мценского уезда». Можно сказать, что «Наташа» — что-то в том же роде, но на современный лад.

Главное, наверное, что подкупает в этой постановке — это абсолютное попадание команды в чувства зрителей сегодняшнего дня.

Как же всё-таки спектакль может задевать сегодня за живое зрителей? Яркая режиссура, актёры, отдающие себя без остатка на сцене и вопросы, касающиеся всех нас, москвичей (слом формаций, квартирный вопрос, долги, бесплодие…). Всё это мы видим в «Наташе» — героине наших дней.

Поэтому приготовьтесь к тому, что во время просмотра не раз подкатит ком к горлу. Перед нами — беспощадный реализм.

Алена Разживина (Наташа), Илона Гайшун (Маша) и Наталья Павленкова (Ольга Сергеевна)
Алена Разживина (Наташа), Илона Гайшун (Маша) и Наталья Павленкова (Ольга Сергеевна)
Анна Воркуева (Аня) и Станислав Беляев (Андрей)
Анна Воркуева (Аня) и Станислав Беляев (Андрей)
Илона Гайшун (Маша) и Александр Девятьяров (Марк)
Илона Гайшун (Маша) и Александр Девятьяров (Марк)
Илона Гайшун (Маша), Николай Мачульский (Костик) и Алена Разживина (Наташа)
Илона Гайшун (Маша), Николай Мачульский (Костик) и Алена Разживина (Наташа)
Станислав Беляев (Андрей) и Алена Разживина (Наташа)
Станислав Беляев (Андрей) и Алена Разживина (Наташа)
Наталья Павленкова (Ольга Сергеевна), Илона Гайшун (Маша) и Алена Разживина (Наташа)
Наталья Павленкова (Ольга Сергеевна), Илона Гайшун (Маша) и Алена Разживина (Наташа)
Алена Разживина (Наташа)
Алена Разживина (Наташа)
Станислав Беляев (Андрей)
Станислав Беляев (Андрей),
Новый спектакль Театра Наций "Наташа", поставленный Светланой Земляковой по пьесе Марины Крапивиной
Новый спектакль Театра Наций «Наташа», поставленный Светланой Земляковой по пьесе Марины Крапивиной
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку