О нём слагали филиппики, он вырастил сына и построил дворец

Дворец Филиппа Македонского

Отец Александра Македонского — Филипп II Македонский, вошёл в историю благодаря своему сыну и древнегреческому оратору Демосфену, в полемике с македонским царем создавшему жанр гневных обличительных речей, названных «филиппиками». Однако этот правитель также создал условия для блестящих завоеваний сына и построил уникальный дворец — «Парфенон Македонии», который греки открывают для посетителей.

Филипп II  правил в Македонии в 359–336 годах до Р.Х. Он был сыном царя Аминта III и Эвридики, вероятно, принцессы македонской провинции Линкестис. В результате заговоров, после смерти отца принц стал заложником и жил в крупнейшем греческом городе — Фивы.

Со временем, Филипп вернул себе престол, одержав решающую победу в битве с пытавшимися вмешаться в македонские дела афинянами в древней столице Македонии (на севере современной Греции) — Эгайе. Он выстроил здесь, недалеко от современной деревни Вергина дворец, хотя предпочитал править из города Пелла.

Филиппу принадлежат две фразы, которые показывают суть его политики как царя:

  • «Нет такой высокой стены, через которую не перелез бы осел, нагруженный золотом»
  • «Разделяй и властвуй» (да-да, изначально это греческая, а не латинская мысль!)
О нём слагали филиппики, он вырастил сына и построил дворец
Филипп II

Исторические источники характеризуют Филиппа как очень жесткого и грубого человека, но в то же время отмечают, что он очень умный, волевой и способный правитель. Царь был очень храбрым, всегда сражался со своими войсками на передовой и руководил своими войсками с фронта.

Когда была обнаружена могила Филиппа, на его ноге увидели деформированную, неправильно зажившую после перелома большеберцовую кость — доказательство того, что царь не прятался за спины других воинов.

При своей воинственности Филипп был дипломатом, когда это было необходимо, опытным организатором, ценителем инноваций и создателем новой тактики в своей армии. Это позволило македонцам объединить раздробленную страну в могущественное царство и создать мощнейшую армию ​​своего времени. Благодаря Филиппу, Македония превратилась из полуварварского, отсталого царства в местную сверхдержаву, доминирующую в греческом мире.

Македонцы встали у истоков эллинистического (разновидности греческого) мира, но греки их не считали своими целиком. Проблема в том, что в Македонии жили греки, смешавшиеся с фракийцами и иллирийцами, и это было использовано афинянином Демосфеном в обличительной речи против царя, задумавшего объединить греческий мир якобы перед лицом персидской угрозы.

О нём слагали филиппики, он вырастил сына и построил дворец
Демосфен

Захоронение царя наглядно демонстрирует его несметное богатство. Среди предметов, найденных в гробнице Филиппа II, были золотая ларнакса с шестнадцатилучевым «Солнцем Вергины» на крышке, содержащая кости царя, замысловатый золотой погребальный венок, серебряно-золотая диадема с Геракловым узлом, серебряная и бронзовые сосуды с археологи нашли золотые доспехи и поножи, одна из которых была изготовлена ​​по индивидуальному заказу по деформированной ноге Филиппа, инкрустированные слоновой костью щиты, оружие, рельефы из слоновой кости, украшения и терракотовые фигурки.

Без умения царя наполнять казну ни его амбиции, не амбиции сына — Александра Македонского, не могли бы реализоваться. Сын унаследовал богатство и власть, и научился у отца формировать династические союзы.

У царя было много жён и детей, но главной оставалась первая — мать Александра и Клеопатры, Олимпиада.

Филипп вступил с ней — дочерью царя Эпира, в брак в 357 г. до Р.Х. Затем он женился ещё на Филинне, женщине из фессалийского города Лариссы, что позволило ему стать архонтом Фессалии. Благодаря последнему союзу Филипп также получил контроль над важными рудниками, расположенными на границе Иллирии и во Фракии, и благодаря добытым там драгоценным металлам стал одним из самых богатых и влиятельных правителей всего греческого мира.

Расположенный на склоне холма, дворец Филиппа II был наглядным символом его власти, в три раза больше Парфенона и столь же впечатляющий. После шестнадцати лет раскопок и реставрации он был открыт для публики.

Конструкция иллюстрирует новаторскую концепцию эпохи Филиппа. Дворец построен вокруг большого квадратного перистиля, окруженного восстановленной крытой колоннадой. Первоначально каменная кладка и архитектурный декор были покрыты высококачественной мраморной лепниной, которую легко можно было принять за мрамор. Толос у входа с восточной стороны — место поклонения, а большая комната на противоположной западной стороне — банкетный зал с мозаичными стенами. Интересно, что мозаичные полы сохранились, пока уже в наши дни не были перевезены в Музей Вергины.

О нём слагали филиппики, он вырастил сына и построил дворец
Дворец Филиппа II был до основания разрушен римлянами

Бюджет реставрации этого дворца соизмерим с его размерами  (более 12 500 м²) — 20,3 миллиона евро. Но его стоило восстановить, ведь это дворец, где Александр Македонский был коронован как царь Македонии.

Перед своей смертью Филипп планировал нападение на Персидскую империю, но был убит во время состязаний на свадьбе Александра Молоссийского и Клеопатры осенью 336 г. до Р.Х. Убийцей был некто Павсаний. Предполагается, что за этим стоял гораздо более широкий заговор, в котором подозревали также Александра и Олимпию

Тем не менее, вскоре после смерти Филиппа царем был провозглашен Александр III, который осуществил план своего отца и завоевал всю Персидскую империю, и даже больше. Здание, впечатляющее своим великолепием и размерами, было отправной точкой, откуда новый царь начал свой поход.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку