В произведении «Бесхребетная Испания» испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет подробно описал единственно возможное отношение к истории — уважительное, по сути — аристократическое.
Со времён Высокого Возрождения в европейской науке и общественном сознании укрепилась возможная альтернатива в отношении к социальным процессам в обществах: социально-классовая, основанная на принципах экономического детерминизма, и либерально-гуманистическая, основанная на духовных началах развития цивилизации.
В нетленном произведении Сервантеса «Дон Кихот» автор пишет, что есть только одно сословие в обществе — дворянское, которое по определению является «благодарным». Автор утверждает, что только дворяне призваны быть образцом «благодарного сословия» — noblesse oblige.
Хосе Ортега-и-Гассет настаивает на том, что на рубеже XIX-XX веков произошло одномоментное (в рамках одного поколения) разложение аристократического отношения к истории. Доминирующей точкой зрения внутри образованного класса стала та, согласно которой массы играют определяющую роль в обществе и именно r их воззрениям, устремлениям, чаяниям следует прислушиваться всему обществу.
Во-первых, никаких масс, толпы не существует в принципе. Есть тренды, векторы, тенденции… За массами всегда стоят демагоги-манипуляторы. Так было в эпоху заката Римской империи, так было накануне Октябрьской революции, Французской революции, так происходит и сейчас.
Во-вторых, как социальные детерминисты, так и философы-антропологи соглашались, что за движущими силами социальных процессов (классами) стоят групповые интересы.
Но почему общество в России безмолвствует, долгие десятилетия наблюдая феномен соединяющихся сосудов социальной несправедливости и нарастающего социально-экономического беспредела? Человека-массу, о котором писали все учёные и философы начала Серебряного века: от Освальда Шпенглера до Павла Флоренского, изучили только социалисты-боевики и утописты-революционеры, отдавшие свой опыт и знания в руки социальных демагогов и уголовных элементов.
Благодаря этому история повторяется. Прав или нет Кондратьев со своими циклами в экономике, но в социальной антропологии каждые 20 лет, захватив кладовые своих обществ, ограбив население до нитки, одна плеяда социальных авантюристов и демагогов передаёт ключи от сейфа (крана, из которого течёт золотая жидкость) следующему за ними поколению новых счастливчиков (happy few).
Доколе же ты будешь, Катилина, злоупотреблять терпением? По оценкам МВФ, ОПЕК, ВТО, Трехсторонней комиссии, Римского клуба, ИМЭМО, Rand corporation в 2024 году произойдут радикальные изменения по плану «А» — смена нынешней правящей верхушки на такую же правящую верхушку в измененном варианте.
Предположительно, они провозгласят новую ипостась многострадального российского государства. Будет объявлено нечто подобное тому, что сейчас происходит в Тунисе.
Это государство было первым в череде «арабской весны» 10 лет назад. После средств, накопленных группой чиновников и богатеев, там был начат новый передел национальных богатств и произошла радикализация событий: теперь из парламентской республики Тунис становится авторитарным государством во главе с военными.
Нечто подобное, но в радикализированном виде, произойдёт в России. Одна группа военных передаст власть более молодому, но не менее амбициозному поколению. А те 10 человек, которые стоят над олигополией, так и останутся у кормила, лишь уйдя в закулисье.