Западная пресса (в частности, французское издание Figaro) отмечает массовый отъезд из России тех, кого страшит опускающийся «железный занавес» — возврат к изоляционизму эпохи СССР. Те же признаки отмечаются российскими изданиями, однако ими даётся более широкое объяснение и уточнение, что речь идёт об обеспеченных молодых гражданах страны.
В 1980е годы одной из причин поддержки населением реформаторской политики властей была начавшаяся открытость страны. Люди хотели путешествовать и свободно перемещаться, они хотели комфортно жить и «накапливать жирок» (формировать семейные капиталы), как это происходило на Западе. Пока политика открытости продолжалась — была и поддержка, несмотря на кризисы и непопулярные реформы последних десятилетий.
В связи со спецоперацией на Украине и ответом на неё на Западе нависла угроза над политикой открытости страны. Круг доступных для россиян стран сужается, ограничиваясь странами бывшего СССР и восточным направлением. Одновременно ухудшаются условия и качество жизни, появляются признаки экономической нестабильности, которая может расщепить «жирок» и вернуть страну к положению в бывшем СССР, только со значительно уменьшенным соцпакетом и туманными перспективами будущего детей.
Хотя Запад объявил, что санкции коснутся некоторых приближенных к власти людей, фактически, как верно отметил бывший министр экономики Андрей Нечаев, они направлены против среднего класса России и подпитывают его протестные настроения. «В результате санкций возможности резко сокращаются, меняя уже привычный для многих тип потребления и даже образ жизни в целом», — отмечает он.
Онлайн-сервис YouDo отметил четырехкратный рост интереса к процессу эмиграции среди российских пользователей. Компания «Профи» увидела интерес к изучению китайского, еврейского, грузинского и армянского языков. Грузия и Армения находятся в числе стран-лидеров, в которые направляются россияне (национальная принадлежность не уточняется и трудно понять роль диаспор в этом процессе), но дальнейшая цель — сытый западный мир с кратно большими зарплатами и возможностями.
Как отметил в интервью «Коммерсанту» партнер юркомпании Law & Commerce Offer Антон Алексеев, по большей части уезжают те, кто давно подумывал об эмиграции из страны. Последние события лишь подтолкнули их к принятию окончательного решения. Прежде всего, речь идёт о тех, кто имеет образование и перспективы занятости на Западе и деньги — остальные о переезде могут только рассуждать. По допандемийным исследованиям, потенциальное число эмигрантов (желающих уехать) составляет около 20%.
Российская власть, обложившая с начала года доходы с вкладов налогами и контролирующая денежные переводы, должна это понимать. Ещё до спецоперации на Украине специалисты полагали, что ухудшение экономической ситуации в России подтолкнёт к эмиграции в полтора-два раза больше людей (раньше уезжали около 200 тысяч ежегодно).
В условиях демографического кризиса, когда Россия за три года потеряла 2 миллиона человек, отъезд полумиллиона молодых трудоспособных людей репродуктивного возраста положит крест на многих начинаниях и .проектах.
Не настало ли время обратить внимание на «средний класс» и поддержать его в трудные времена, чтобы не усугублять западное давление внутренними факторами? Мы говорим сегодня о поддержке пострадавших отраслей экономики и её крупных игроков, но пора поддержать и молодых трудоспособных россиян, ослабив на них административное и финансовое бремя и показав возможности нормальной жизни в цивилизованной стране.