За последние 50 лет подлинность Туринской плащаницы стала объектом бесчисленного количества научных исследований. Она была подвергнута радиоуглеродному датированию, рентгеновскому излучению, ультрафиолетовой и инфракрасной спектроскопии, а также лабораторному анализу остатков крови и пыльцы.
Однако для историков отправной точкой изысканий долгое время было письмо епископа Труа, отправленное папе Клименту VII в 1389 году. В нем Пьер д’Арси утверждал, что «ткань была искусно раскрашена» и «не была создана чудесным образом». Епископ был возмущён тем, что люди были обмануты ради финансовой выгоды, и надеялся, что его духовный настоятель громко заявит, что это подделка. Недавно обнаруженный документ свидетельствует, что епископ был не одинок в своих сомнениях, рассказывая, что в 1370-х годах другой нормандский богослов Николя Оресме развенчивал плащаницу. Сейчас это самый ранний письменный источник по этой теме.
В то время Оресме трудился над книгой «Problemata», предлагавшей рациональные объяснения множеству таинственных явлений современности – от магических практик до лунатизма и выпадения волос. Плащаница – полотнище 4.4 метра на 1.1 метра со следами ран, нанесённых Иисусу при распятии – стала одним из объектов его изучения.
Реликвия тогда, ещё не была собственностью Савойского дома и не находилась в Турине (это случится двумя веками позже). Ею владел участник крестовых походов, рыцарь Жоффруа де Шарни, и она хранилась в церкви города Лире, где духовенство использовало её для сбора пожертвований.
«Многие священнослужители таким образом обманывают людей, чтобы выманить пожертвования для своих церквей, – пишет Оресме в книге. – Это, несомненно, относится к церкви в Шампани, где, как говорят, находится плащаница Господа Иисуса Христа». Далее Оресме называет плащаницу «явной» и «патентованной» подделкой.
Труды Оресме стали предметом статьи специалиста по средневековым реликвиям Николя Сарсо из Католического университета Лувена в Бельгии, недавно опубликованной в Журнале средневековой истории.
«Недавно обнаруженная отсылка проливает свет на появление плащаницы в Лире в Шампани и подтверждает тезис, подтверждённый другими источниками 14-го века, о том, что плащаница является средневековым артефактом, – пишет Сарсо. – [Это] подчёркивает громкий резонанс, который имело дело Лире далеко за пределами епархии Труа, в академических и духовных кругах северной Франции».
Сарсо считает, что Оресме, вероятно, впервые столкнулся с плащаницей Лире, когда был советником Карла V. В 1355 году плащаница вызвала споры, когда Жоффруа де Шарни представил её публике как покрывало, в которое было завёрнуто тело Христа. Это побудило Анри де Пуатье, епископа Труа провести расследование, в ходе которого он разоблачил подделку и выявил лиц, которым заплатили за создание реликвии.
Как пишет Сарсо, эта шумиха заставила семью Шарни прятать полотно более трех десятилетий, прежде чем в 1389 году они попытались возродить почитание этого предмета. Однако преемник Анри де Пуатье – епископ д’Арси был в курсе этой истории, о чём и написал упомянутое в начале нашего рассказа письмо папе римскому Клименту VII. Тот в свою очередь разрешил семье Шарни показывать плащаницу только как «символ или иллюстрацию Плащаницы», а не как святыню.
Так, несмотря на скандальное начало, плащаница получила новую возможность обрести легальность. Когда в 1453 году Маргарита де Шарни продала плащаницу герцогам Савойским, «эта сделка держалась в секрете, – отмечает Сарсо. – Что позволило Плащанице явится в новом свете и вскоре быть представленной как подлинная реликвия Страстей Господних». В 1506 году папа Юлий II уже официально разрешил использование плащаницы.
Труд Оресме, вероятно, мало поколеблет верующих в Туринскую плащаницу, как и недавнее исследование этого года, в ходе которого с помощью 3D-анализа было показано, что ткань была обёрнута вокруг скульптуры, а не человеческого тела.