Новое исследование ДНК останков возрастом 2000 лет на юге Британии обнаружило первое европейское матрилокальное племя — общество, в котором молодожёны покидали свои семьи, чтобы присоединиться к общине своей невесты.
В 2008 году археологи обнаружили большое кладбище на юго-западе Англии. Расположенное недалеко от деревни Уинтерборн Кингстон в графстве Дорсет захоронение содержало человеческие останки, относящиеся к железному веку в Британии, который продолжался примерно с 800 года до н.э. по 43 год н.э. Тела принадлежали древнему кельтскому племени дуротригов.
Поскольку нетронутые останки этого периода встречаются редко, исследователи были рады, что вообще обнаружили кладбище. Но когда они начали расшифровывать ДНК десятков тел, захороненных на этом месте, их ждал ещё больший сюрприз.
Анализ показал, что у многих представителей этого сообщества общая митохондриальная ДНК, которая передаётся от матерей к детям. Они были родственниками по женской линии.
Это указывает на то, что в этой группе существовало так называемое матрилокальное общество. Матрилокальность относительно редка в доисторической Европе: после вступления в брак женщины обычно покидали свою общину, чтобы присоединиться к деревне своего нового мужа, что называется патрилокальность.
В общей сложности команда изучила геномы 57 особей, похороненных здесь между 100 годом до н.э. и 100 годом н.э. Многие из дуротригов восходят к одному и тому же общему предку по женской линии. Большинство людей, у которых не было одинаковой матрилинейной ДНК, были мужчинами, что говорит о том, что они вступили в брак с этой группой.
«У меня челюсть отвисла, — говорит ведущий автор Лара Кэссиди, генетик из Дублинского Тринити-колледжа. — Это явный признак матрилокальности, то есть мужья переезжают жить к семьям своих жён — такой модели мы никогда раньше не видели в доисторической Европе».
Получив эти результаты, исследователи начали искать другие следы матрилокальности в доисторической Британии. Они исследовали более чем 150 останков, охватывающих период примерно в 6000 лет, и нашли ещё несколько примеров матрилокальности в Великобритании.
«Результаты интригуют, потому что они показывают совершенно иной сценарий в сравнении с другими регионами Европы», — говорит археолог Марта Синтас Пенья, из Севильского университета, которая не принимала участия в исследовании.
До сих пор точно не ясно, насколько распространены были матрилокальные сообщества в Британии железного века, возможно, будущие исследования смогут ответить на этот вопрос. Дополнительные исследования также могут помочь более детально изучить мужчин, похороненных здесь, и выяснить, где они выросли, насколько далеко они уехали, чтобы воссоединиться со своими жёнами.
«Учитывая малочисленность останков железного века, на самом деле довольно сложно сказать, распространяется ли это на всю страну», — говорит археолог Линдси Алласон-Джонс из Университета Ньюкасла, которая не участвовала в исследовании.
Женщины матрилокальных сообществ, вероятно, были более влиятельны, чем в патрилокальных. Но даже в матрилокальных сообществах мужчины занимали руководящие посты.
«Они, как правило, становились деревенскими старостами, но без помощи их дочерей, сестёр и жён, обладающих мягкой силой и большим влиянием, они не были бы избранными, — говорит Лара Кэссиди. — [Женщины] не были ограничены лишь домашними делами».
После того, как римляне вторглись в Британию в первом веке н.э., они написали о кельтских женщинах, обладавших высокой властью и имевших нескольких мужей. Впрочем, учёные расходятся во мнениях относительно того, действительно ли римляне сталкивались с такими женщинами или просто сочиняли рассказы о «дикарях».
Однако генетический анализ свидетельствует, что в римских источниках была доля правды, пишет Гвидо Альберто Гнекки-Русконе из Института эволюционной антропологии Макса Планка в сопроводительной аннотации к публикации отчёта в журнале Nature.