Вчера я шёл по Большой Никитской в Москве, и увидел маленькую сухонькую старушку, которая одной рукой еле волочила тележку на колёсиках — куда-то спешила, идя по направлению к Моховой — Кремлю. Ей навстречу быстрым энергичным шагом двигался молодой человек лет тридцати, с модным портфелем под крокодила синего цвета. Обращали на себя внимание красного цвета туфли на нём и модная причёска a la Дэвид Боуи.
Старушка тихим голосом, обращаясь к нему, спросила его, как ей куда-то пройти. Идущий ей навстречу молодой человек — олицетворение всепобеждающей капиталистической идеи сегодняшнего дня, символ и венец построения социализма и коммунизма, не оборачиваясь на старушку, даже не глядя в её сторону, через губу, еле слышно, но довольно отчётливо бросил: «Не мешайте, дайте пройти».
Стайка студенток консерватории — человек 5, похожих на первокурсниц, обвешанные музыкальными инструментами и сумками в руках, облепила старушку как птицы миску просо и защебетали: «Куда Вам, милая, мы Вас проводим!». Что было дальше — я не знаю…
Что Вы сейчас на это скажете — я знаю, или приблизительно знаю. На что обращать наше внимание, таких эпизодов каждый день сплошь и рядом, ну и что здесь такого?
А вот что. Пару дней назад я был на открытии выставки Альбрехта Дюрера в Историческом музее. Я не буду сейчас говорить о самой выставке, и даже не стану говорить о глубоком влиянии искусства и творчества этого поистине выдающегося художника на меня, да и на всех, кто посетил эту грандиозную выставку. Я лишь только хочу сказать о том, что Альбрехт Дюрер жил и творил в эпоху Возрождения. Как эти люди были глубоки по своим духовным и морально-нравственным нормам!
А ведь о чём говорит его искусство? Оно говорит о том, что люди в ту эпоху мыслили на одном и том же морально-этическом языке. Творчество художника было близко всем, от млада до велика. Его жена с телеги на рынке торговала оттисками произведений Дюрера, что всё равно, что в наше время торгуют рождественскими открытками.
Но уровень духовности и стандарты морально-нравственного поведения в русском обществе (а ведь Москва — это показатель, это столица) иные, чем те, которые были в эпоху Возрождения.
Получается, что прав был Герберт Уэллс, говоря о всё возрастающей энтропии в гражданском обществе, об усугубляющейся неразрешённости главных вопросов поступательного развития цивилизации — роста духовности. Он, вслед за Жан-Жаком Руссо, повторил известную лемму: «Научный прогресс без морали контрпродуктивен и даже вреден обществу».
Наши власти уделяют большое внимание материальной и в какой-то степени материально-технической части концепции прогресса. Но ведь кроме власти есть церковь и здоровые силы гражданского общества! Главная пробуксовка прогресса возникает от сдерживания цивилизационного развития в стране, пренебрежения всем комплексом проблем, связанных с гуманизацией общества.
Похоже на то, что России предстоит ещё 20 лет пребывать в атмосфере ужаса и кошмара, полного отсутствия гуманистических и гуманитарных начал в концепции развития общества и государства.
Как писал позавчера «Коммерсантъ» (ещё один перл властей), в Госдуме рассматривается вопрос о придании статуса изгоев ещё одной категории граждан — на этот раз учителям. Речь идёт о статусе иноагентов нескольким стратам школьных и даже ВУЗовских преподавателей (5 стр. издания).
Вопрос о гуманизации гражданского общества и в целом структур общества и органов власти — самый что ни на есть насущный. Он приведёт не только к быстрому росту прогресса, но и к открытию клапанов, закрытых до сих пор и не пускающих свежий воздух радости бытия в общество.