Советская история учит нас тому, что вчерашний монарх или вождь завтра может сложить голову или быть развенчан, и никаких массовых протестов со стороны его прежних соратников не последует. Так было с Николаем II, так было с Иосифом Сталиным. Так, возможно, будет и с Нурсултаном Назарбаевым, ещё недавно набиравшим 98% голосов на выборах президента Казахстана.
Город Астана, получивший имя в честь уходящего на покой первого президента Казахстана Нур-Султан, ещё официально не переименован. Но сам президент, его ближайшие соратники и члены семьи убраны из ключевых силовых ведомств, а почётное название его города звучит всё реже.
Самой шумной отставкой стало задержание недавнего Председателя Комитета национальной безопасности 56-летнего Карима Масимова, бывшего помощника Назарбаева и премьер-министра страны. Ему, как и многим другим членам команды бывшего президента, предъявлено обвинение в госизмене.
Сын высокопоставленного советского чиновника прошёл типичный путь вверх. Он учился в России, США и Китае, стажировался в коммерческих структурах, после чего быстро начал продвигаться в аппарате министерств. Через десяток лет после завершения учёбы Масимов стал заместителем премьер-министра страны. И всё благодаря личной симпатии к молодому управленцу Н. Назарбаева.
«Лидер нации проводит консультации и находится на прямой линии с Президентом Касым-Жомартом Токаевым», — заявил пресс-секретарь Назарбаева Айдос Укибай, заверивший, что бывший президент находится в Нур-Султане и не планирует покидать Казахстан. Он даже призвал народ поддержать нынешнюю стабильную власть.
Да, сообщается, что участники антиправительственных протестов выступают под лозунгами за полное отстранение Н. Назарбаева от власти. Но осуществляет его своими руками именно нынешний президент страны.
Ответственность за организацию протестов в Казахстане официально взяло на себя движение Демократический выбор Казахстана и лично политический беженец Мухтар Аблязов, проживающий во Франции банкир. Движение состоит из довольно значительных фигур, но не сопоставимых по масштабу и влиянию с Масимовым или его заместителем — племянником Назарбаева.
В общей сложности, по данным правоохранительных органов Казахстана, за участие в протестах арестовано более 4000 человек, в том числе иностранцев. Десятки человек были убиты и тысячи ранены. По мнению режима, это преступники и террористы, с ними борются как казахские правоохранительные силы, так и силы ОДКБ (прежде всего, российский военный контингент, которых оппозиция называет «оккупантами»).
По данным The Washington Post, количество миротворцев ОДКБ составляет около 2500 человек. Немного, учитывая российское влияние в стране и важный для нашей безопасности космодром Байконур, арендованный до 2050 года корпорацией «Роскосмос» и постепенно оставляемый нашими военными.
Некоторые наблюдатели предполагают, что, арестовав Масимова и введя российские войска, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев пытается выйти из тени своего предшественника Назарбаева (об этом пишет The Week).
Госсекретарь США Энтони Блинкен полагает, что сложившаяся ситуация приведёт к росту российского влияния в стране («русских будет трудно заставить уйти, если они придут»).
В любом случае, политика Назарбаева — политика лавирования между Россией, Западом и Китаем может быть завершена в знак благодарности за помощь.
По словам Мелинды Харинг из Евразийского центра Атлантического совета, усилится не только политическая, но и финансовая зависимость Казахстана от России и других стран, которые помогают подавить протестное движение. «Такого рода помощь редко предоставляется бесплатно», — уточняет она.
Десятки тысяч протестующих в крупных городах страны настроены решительно. Протестующие захватили аэропорт в экономической столице Алматы, ведут бои с силовиками, взяли штурмом и подожгли главное правительственное здание города; были подожжены бывшая президентская резиденция и региональное отделение правящей партии «Нур Отан», сообщает New York Times.
Вероятно, жизнь в Казахстане нормализуется в ближайшие дни, а правительство уже заявляет о её постепенной нормализации. Непонятно, кто в действительности были силы, которые могли устроить подобное авторитарной стране с прозрачной политической и экономической системой власти кланов.
Но семье Назарбаева и его политике был нанесён серьёзный политический и экономический урон, от которого она вряд ли сможет оправиться без возвращения во власть.
В ходе протестов крупнейшие олигархи Казахстана (тесно связанные с семьёй бывшего президента, включая дочь Динару Кулибаеву) потеряли 3 миллиарда долларов, подсчитал Forbes. Когда у кого-то убыло — кому-то прибудет, но ясно, что клан Назарбаева снова пострадал.
Бывший советский партийный деятель считался одним из самых устойчивых лидеров на постсоветстком пространстве. Но, как показывает недавняя история, ничего устойчивого для участников в этой системе нет.
А дальше всё будет зависеть от того, насколько изменится политика Казахстана. Кто знает, какими будут показания бывших соратников, полученные в местах заключения? Последует ли за сменой вех развенчание культа личности?
Всё может быть в эпоху передела мира, когда традиционный бизнес семьи (энергетика, нефть, банковский сектор) уступает место высоким информационным технологиям…
В советское время первым признаком конца было заведение дел на людей из ближайшего окружения. «Раскручивание» их оставалось на усмотрение действующей власти. Ленин и Сталин, например, не церемонились с прежними лидерами и членами их семей.