Российское Дворянское Собрание (РДС) переживает сегодня не лучшие свои времена. Образованное на заре демократических перемен в России людьми, мечтавшими об объединении потомков культурного сословия, создавшего великую русскую культуру, оно должно было принять деятельное участие в жизни общества и его возвращении к культурным ценностям досоветской России, а вместо этого погрязло в междоусобной борьбе за власть.
Независимая общественная организация, которая возникла на пепелище уничтоженного большевиками дворянского сословия, ограбленного и униженного, низведённого до положения «бывших людей», должна была крепнуть за счёт объединения, а не расшатываться на потеху врагам изнутри. Уж не вчерашние ли комсомольцы, которые сегодня ненавидят дворянство с не меньшей силой, чем в 1917 году, производят фатальный раскол, желая не допустить возрождения великой русской культуры?
Дворяне страшны тем, что, даже оказавшись в материальном положении «пролетариев умственного труда», они несут в себе генетическую память, которая при благополучном стечении обстоятельств способна дать толчок к возрождению русской дворянской культуры, процветанию народа, за которое ратовало большинство их предков, научным достижениям, в которых Российская империя во многом опережала весь мир. Но только объединившись они способны добиться того самого благополучного стечения обстоятельств.
Предводитель РДС с 2014 года Олег Вячеславович Щербачев с командой единомышленников сегодня бьётся за сохранение единства и идентичности организации. Он, долгие годы сдерживавший центробежные тенденции, всей душой ратует за продолжение дворянской борьбы за существование и сохранение исторической памяти. О том, что происходит в РДС, О.В. Щербачев любезно согласился поведать нам из первых уст.
ЭВ: Россия – не единственная страна Европы, где сословные привилегии отменены, но в других немонархических странах есть организации, которые несут в общество ту культуру, которая веками вырабатывалась «сливками общества». Такие организации поддерживают своих членов и, что самое важное, объединяют дворянскую общественность. В России, насколько я слышала, сегодня уже есть несколько собраний дворян, роль которых неясна и непонятно даже, взаимодействуют ли они между собой.
Олег Щербачев: Если государством управляет не монарх, то дворянские объединения и могут быть только общественными организациями без государственной поддержки, а общественные организации склонны к разделению и интригам. Первое дворянское объединение России – Российской Дворянское Собрание возникло в мае 1990 года, но уже буквально через пару лет в нём началось брожение.
Тем не менее, РДС на фоне разделительных процессов, которые шли в 1990е годы – в эпоху всплеска интереса к теме дворянства, истории, империи до 1917 года, оставалось главной дворянской организацией, которой всё-таки удавалось сохранить хоть какой-то баланс и единство. Его можно было сохранять и дальше, особенно в условиях, когда общество перестало остро интересоваться этой темой.
Сегодня мы видим процессы возвращения, но не в то, что было до 1917 года, а в то, что было до 1991 года. Отсюда и объявление главной трагедией России XX века распада СССР, а не Российской империи. Это полная аберрация памяти и истории, это трагедия нашего понимания истории.
Я уверен, что Господь не случайно привёл меня к тому, чтобы стать предводителем Российского Дворянского Собрания в 2014 году – в год юбилея Первой Мировой войны и в преддверии всех столетних трагических годовщин. Мне выпало обозначить позицию дворянства и по Февралю 1917 года, и по Октябрю 1917 года, и по разгону Учредительного Собрания, и по началу Красного террора, и по началу Гражданской войны, которая в действительности началась сразу в 1917 году. Я это и делал на своём посту.
ЭВ: Какова сегодня цель дворянского движения, его роль и место в российской жизни?
Олег Щербачев: Дворянство – это природная элита, его природу невозможно изменить. Дворянство – это родники, которые питают российскую почву. Если перерезать, заасфальтровать их, вместо родников по тому же месту смогут ходить автотранспортные средства, но водных источников больше не будет. Поэтому разумное отношение – это поддерживать ту 1000-летнюю аристократию, которую российское государство создавало и питало.
Может быть, это чересчур натуралистический подход, но чем дальше, тем больше я убеждаюсь в том, что он правильный.
ЭВ: После 1917 года стало очевидно, что дворянство с точки зрения места в жизни общества, капитала и т.п. сегодня очень разное. Большинство работает в сфере науки и культуры, некоторые занимают самое скромное место в обществе, но некоторые и сегодня находятся на верхушке власти. В современной политической элите ведь тоже сегодня есть потомки дворян. Поднимают ли они свой голос в защиту своего сословия?
Олег Щербачев: Нет. Дело в том, что те люди, которые занимают высшие эшелоны власти, думают прежде всего о своих позициях в этих высших эшелонах власти.
Кроме того, они считают, что им нужно занять первые позиции в дворянском собрании, они не заинтересованы становиться рядовыми членами дворянского общества. Это чисто советский подход.
До революции вовсе не самый богатый и высокопоставленный человек становился предводителем Дворянского Собрания, но тот, кто хотел заниматься организационной работой. Поэтому он и становился во главе объединения. При этом он мог не быть генерал-фельдмаршалом или действительным тайным советником 1 класса. Как раз наиболее чиновным людям и не нужно было заниматься организационными вопросами, которые были как бы ниже их достоинства, тем не менее, они были членами Дворянского Собрания, корпорации дворян.
Сейчас всё извращено советским подходом: я начальник, значит, и в дворянской организации я могу стать только начальником.
ЭВ: Амбиции во многом губят дворянское движение, не только в плане привлечения влиятельных людей, но и в целом в плане жизнеспособности организации. Я слышала, что сейчас в Российском Дворянском Собрании снова грядёт реорганизация, которая чуть ли не собирается упразднить Московское Дворянское Собрание…
Олег Щербачев: Амбиции, конечно, губят дворянское дело, как и любое другое. Реорганизация не грядёт, а уже идёт полным ходом. Московское Дворянское Собрание упразднено и переоформлено.
Суть событий такова, что в РДС неизвестно откуда пришёл человек (М.Ю. Лермонтов), которого то ли спустили сверху, то ли он сам откуда-то возник, и этот человек счёл возможным руководить организацией. Кто он такой?! Если он имеет «акустическую» фамилию и что-то вроде бы доказал о своих дворянских корнях, то ему ещё предстоит поработать в организации, узнать её и её членов, и тогда, лет через пять, восемь, а лучше десять, дворянское общество, может быть, сочтёт возможным доверить ему предводительствовать над ним.
Однако тот, о ком я говорю, пришёл в РДС за 2-3 месяца до выборов и сказал: «А теперь я буду вашим предводителем». Это что за подход?! Не говорю уже о его более чем странных исторических и религиозно-философских, а по сути оккультных взглядах.
Силы людей, таким образом, рейдерски захвативших власть в самой влиятельной дворянской организации России, теперь направляются против людей, которые знают Собрание изнутри, которые создавали, растили, вскармливали и направляли дворянскую организацию с самого начала. Понятно, что мы не можем это принять, с этим согласиться.
ЭВ: Насколько мне известно, в Российском Дворянском Собрании предусмотрены органы, которые должны избирать членов, голосовать. Эти институты работают?
Олег Щербачев: Формально, да. Но, к сожалению, в правлении Дворянского Собрании пришло большое количество людей с советским, комсомольским менталитетом, которые считают, что если некая комсомольская организация «так решила, а мы посовещались, и есть такое мнение, и еще нам пишут рабочие в «Рабочий полдень», то так тому и быть».
Мне один высокопоставленный священник напомнил, как в конце 1980-х годов товарищ Каганович, отвечая на вопрос о том, как Вы смотрите на Перестройку, сказал: «О чём вы говорите, какая Перестройка?! Мы хорошо поработали».
Они действительно хорошо поработали, и никакой Перестройки не произошло. Люди как были советскими, такими и остались, даже имея дворянских предков. Комсомолец, который стал называть себя «Первым вице-предводителем Дворянского Собрания», так и останется комсомольцем, сохранит комсомольский менталитет, и по-комсомольски же будет управлять Дворянским Собранием.
К сожалению, в РДС утвердилась практика, когда в городах Крыжополе, Урюпинске или Н-ске организуются совершенно эфемерные дворянские собрания из 3 или 5 человек, часто с непонятными дворянскими корнями. Лет 35 тому назад многие из них были как раз комсомольскими начальниками. Такие выборщики голосуют за то , чтобы Олега Вячеславовича изгнать и исключить, потому что он неправильно мыслит по острым политическим вопросам. Так делалось в советское время, так делается и теперь, в том числе в РДС. Типичный партком.
ЭВ: Мне кажется, что дрязги такого рода напрочь способны погубить всё дворянское движение. И всё же мне хотелось бы завершить разговор оптимистично, поэтому я задам вопрос: что может спасти Дворянское Собрание и сплотить его ряды?
Олег Щербачев: России нужна нормальная дворянская организация, не советская, и мы её создаем. Новой организации предстоит уйти от политики.
Союз Русских Дворян в Париже (Union de la Noblesse Russe) выжил только благодаря тому, что были исключены из обсуждения острые для тогдашних членов общества вопросы (например, церковной юрисдикции). Главный смысл дворянского движения должен состоять сегодня в том, чтобы помочь потомкам дворянских родов выжить в непростых условиях, вне зависимости от того, какие у каждого из членов политические воззрения, поддерживает ли он эту политику или не поддерживает её.
Дворянская организация должна стать прежде всего корпоративной, а не политической. Политика сегодня одна, а завтра другая, дворянству же тысяча лет! При чём тут сиюминутные вещи, о которых тем, кто их сейчас произносит, будет стыдно вспомнить уже через 10 лет? Надо говорить о Вечном, потому что истинное дворянство сопричастно Вечности.
***
Пока Олег Вячеславович говорил, я вспоминала, как на лекциях по основам Православия в МГУ диакон о. Андрей Кураев рассказывал нам, что после того, как церковь стала входить в моду, в неё ринулись неофиты с советским мировоззрением, желавшие всего и сейчас, по-комсомольски нетерпеливые и пытавшиеся в духе марксизма-ленинизма переосмыслить Учение, которому более двух тысяч лет.
И мне подумалось: ну отчего для желающих возглавлять организации комсомольских работников не возродить полноценные комсомольские организации и не начать снова выдавать им премии, почетные грамоты и ордена? А то голодные, жаждущие общественного признания люди вынуждены прибиваться к движениям, к которым не имеют никакой склонности, искажают их смысл и вносят в общество раздрай.
Я уверена, что в демократической России найдётся место и дворянским, и комсомольским общественным организациям. Почему бы и нет, если общество всё чаще начинает интересоваться этой темой, а неосоветские пассионарии не столь щепетильны в плане идей?