Когда говорят об Испании, всех прежде всего интересует судьба российских испанцев, которые остались в России или уехали к себе на родину. Бытует мнение, что испанцы, жившие в СССР, а затем в России — потерянное поколение. У них не было родины, у них не было истории, у них не было будущего. Но это не так. У них была жизнь, были семьи, были устремления, таланты и страстное желание быть личностями и превозмочь ту боль, которая была у них в сердце, связанная с их историей.
Сегодня я расскажу о малоизвестных эпизодах, которые украсят (во всяком случае, расцветят) российско-испанские отношения.
С чем столкнулись испанцы в СССР? Война, тяжкие испытания, связанные с началом новой войны, периоды становления, искания и обретения самих себя. На протяжении почти 30 лет у большинства советских испанцев была одна проблема — связь со своими семьями: матерями, отцами, братьями и сестрами и детьми, которые оставались по ту сторону ойкумены. Ведь мир был поделён не в переносном, а в прямом смысле на 2 части: на «ту» и на «эту».
30 тяжёлых лет люди не могли увидеть своих близких и зачастую не могли с ними переписываться. Мой брат показал мне стопку писем из комиссариата франкистской полиции, аккуратно связанных между собой. Их писали мой отец и его маленький брат своим родителям, и сами родители, отсылавшие их своим крохам в никуда.
О содержании писем я не хочу говорить, потому что это сплошная боль. В них обе стороны: как дети, так и родители вопиют о том, что они еле-еле выживают с мыслью о том, что хоть когда-нибудь в этой земной жизни услышат голос родного человека. Дети специально капают на бумагу слёзы, чтобы родители увидели, что они плачут по ним. Родители пишут своим детям о том, что они их примут в любом виде, даже если те уже не говорят по-испански.
И вот, наконец, начало 1960х. Начались первые гуманитарные контакты между власть предержащими, которые по не известным до конца причинам сжалились над человеческими существами и разрешили им контактировать между собой.
Я сам лично — участник одной из таких незабываемых встреч. Это был 1965 год, пограничный французский город Эндай и знаменитый пансион «Chez Dolores». Чем знаменит этот отель «У Долорес»? Он знаменит тем, что маленькая уютная гостиница белого цвета была местом, куда было разрешено приехать родственникам из Испании, чтобы увидеться со своими близкими из СССР.
Описать такую встречу не представляется возможным, захлёстывают эмоции. Лишь только могу сказать, что встречи были столь эмоциональными и невероятными по своему человеческому накалу, что это достойно фильма такого мастера психологического триллера, как Мартин Скорцезе или мастера психоанализа уровня Федерико Феллини.
Одно могу сказать: те, которые приехали из Испании, и те, которые приехали из СССР были уверены, что они не узнают друг друга, ведь прошло 30 лет. Дети уехали совсем маленькими, а родители стали на целое поколение старше. Но зов крови — то, что у людей называется чувством родства, не имеет языка, национальности, но, возможно, имеет религиозное содержание, сделал своё дело.
Встречи не могли проходить больше недели — это было запрещено. Франкистские власти зорко следили за начавшимися контактами с «красными». А «красными» для них были все, кто были по ту сторону баррикад.
Но и с другой стороны, с которой должно было быть полное доверие и понимание, тоже был контроль и опека «по полной».
Как бы там ни было, годы идут. Мало кто напишет, а ещё меньше — кто вспомнит тягостные, но и радостные минуты первых встреч советских испанцев со своими родственниками. Это напоминало встречу землян и марсиан. Обе стороны понимали, что они часть единого целого, но понимали и всю разницу, а иногда и пропасть, которая их разделяет.
Не будем забывать горькие страницы судеб людей, которые, вернувшись в Испанию после стольких лет разлуки и тоски по близким, не смогли найти общий язык и вписаться в новые реалии уже чужой страны.
Трагедия маленького этноса — советских, а затем российских испанцев описана в научной и художественной литературе, о ней сняты фильмы, существуют целые научные организации, занимающиеся исследованием этого феномена. Но трагедия иногда оборачивается другой стороной — положительной.
Эти испанцы сослужили службу не одной стране, а сразу двум. Это общее достояние не только Испании или России, но и всего общеевропейского пространства.
Сегодня много говорят о мультикультурализме, особенно в Европарламенте. По аналогии с этим в России создано и Федеральное агентство по национальностям, которое призвано заниматься в том числе и судьбой российских испанцев в России и даже в Испании. Будем надеяться, что им будет о чём задуматься после прочтения нашего материала.