8 мая всемирно отмечается день Международного движения Красного Креста. В этот день родился человек, истинная Вера которого заставила воюющие стороны по-христиански относиться к раненым противникам. Но самоотверженного поступка швейцарца Жана-Анри Дюнанта не было бы, если бы с начала жизненного пути он не видел примера своих родителей.
Жан Анри родился в 1828 году в Женеве, на улице Вердейн во влиятельной и набожной кальвинистской семье. Его отец Жан-Жак Дюнант был бизнесменом и политиком одновременно, но приобрёл уважение заботой о сиротах и справедливом рассмотрении дел в судах. Мать Антуанетта Колладон, будучи дочерью руководителя Женевской больницы, неустанно заботилась о бедных и больных.
Дети (их у четы было пятеро) с младых лет помогали родителям в богоугодных делах. Поэтому к своему совершеннолетию Жан Анри Дюнант не только получил образование в Женевском колледже и у банкиров, нашёл работу в банке, но и имел опыт действенной помощи социально незащищённым людям.
В юности Жан-Анри вступил в Евангелическое общество Женевы, основанное на идеях женевского богослова Луи Гауссена. Помимо вопросов Веры и изучения Священного Писания, его участники стремились к действенному христианству, идеи которого были сформулированы в движении Reveil. Жан-Анри с друзьями вскоре основал собственное молодёжное общество — «Четверговую ассоциацию», которая поддерживала заключенных, больных и нищих прихожан.
Вскоре деятельность будущего основателя Красного Креста вышла на международный уровень, он стал активным участником Протестантского альянса, образованного в Англии в 1846 году и разросшегося по всей Европе. Молодой Дюнант ездил по разным странам, включая колониальные, принял французское гражданство и однажды решил обратиться к главе Франции Наполеону Бонапарту III (племяннику Наполеона, избранному президентом), для чего отправился в Сольферино.
Здесь идеи Дюнанта и получили оформление. Глядя на тысячи лежащих французских, австрийских и итальянских военных, Жан-Анри нашёл волонтёров и не без труда добился организации благотворительной помощи нуждающимся. Это было в 1859 году, для первого мероприятия организации (размещения полевого госпиталя) была выбрана церковь.
С тех пор он неуклонно заботился о развитии своего проекта: написал книгу, нашёл единомышленников, рассказал о ней правителям. Швейцарец был отмечен многими из последних (например, получил от сардинского короля Виктора Эмануэля II орден Святого Маврикия и Лазаря и был принят Наполеоном III в Почётный Легион), но так много помогал другим, что однажды вконец разорился и был признан банкротом.
В 1868 году этот романтик был даже осуждён Женевским торговым судом за мошенничество при банкротстве. Помощь Наполеона III в погашении половины долгов не вернула былого состояния. Бывший успешный бизнесмен в конце жизни жил на помощь друзей, в том числе российской императрицы-матери Марии Фёдоровны.
Нетвёрдым было и положение в Красном Кресте, где шла конкурентная борьба. Когда проект был создан, более оборотистые люди стали отстранять Жана-Анри Дюнанта от управления им, постепенно оставляя ему немногие представительские функции. В 1967 году и этому пришёл конец — основателя исключили из Комитета.
До конца своих дней Дюнант не складывал оружия борьбы за помощь людям, но одновременно выплачивал долги и остерегался заниматься делами. Он сосредоточился на том, чтобы соединить усилия ради помощи бедным и нуждающимся во всём мире; многие из них легли в основу ЮНЕСКО.
В 1901 году Жан-Анри Дюнант получил Нобелевскую премию мира. Это серьёзное денежное вливание позволило ему посмертно сделать ещё одно доброе дело — оплатить постоянную койку для бедных в госпитале Хайдене. Остальные немногие деньги по завещанию создателя Красного Креста получили его друзья и некоммерческие организации в Норвегии и Швейцарии. Бумаги Жан-Анри Дюнант завещал племяннику — Морису.
Своих детей благотворитель не имел. В бурной деятельности на благо других ему не хватило сил и времени на создание собственной семьи. Или Господь уготовал ему другой, монашеский путь.
Евангелическая Германия молится за его память в месяцеслове за 29 октября (Жан-Анри Дюнант умер 30 октября 1910 года).
Отрадно, что ещё при жизни то, что было сделано этим замечательным человеком, многие оценили по достоинству. Жаль только, что сегодня его подвиг чаще вспоминается как образец создания международного института, а не действенного христианства. Как-то не принято в наши дни акцентировать на этом внимание. Хотя крест говорит сам за себя.