Законодатели Чечни внесли в Госдуму законопроект № 21931-8 о запрете упоминания в информационном пространстве России таких важных социальных черт портрета преступников, как их национальность и вероисповедание. Инициаторы поправок в статью 4 Федерального закона «О средствах массовой информации» уверены, что закрытие от общественности социальных портретов людей, совершивших преступления, внесёт свой вклад в межнациональный мир и согласие в стране.
Века идут — а цензуру в России побороть не удаётся. Наоборот. Если бы А. Пушкин, Ф. Глинка и Ф.Достоевский жили в современной России, то они не могли бы публиковать свои статьи в журналах даже в той мере, в какой это было при царе.
Так, А. Пушкин отмечал влияние башкиров в Пугачевском восстании и его зверствах, Ф. Глинка недолюбливал приезжих французов, поляков и вообще понаехавших иностранцев, а Ф. Достоевский умерял национальные притязания всех, кроме русских (украинцев, евреев, немцев и других).
Последний писал в «Записках писателя» 1877 года, например, о том, что «негры и литовцы еще беднее евреев, выжимающих из них соки» и обращал внимание, что диаспоры хотят получить (а часто и имеют) такие права, каких не имеет коренной русский народ, находящийся в крепостном рабстве. Сегодня писатель за такие высказывания сел бы в тюрьму по 282 статье УК РФ.
Хотя формально 5й пункт ст. 29 Конституции России сохранён (напомню, он гласит: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»), поправки в «Закон о СМИ» вносятся с завидной регулярностью (последние вступили в силу 1 августа 2021 года) и нивелируют то, что было с воодушевлением принято в 1990е годы.
В последнее время пресса пережила запреты и ограничения с целью «минимизировать иностранное влияние на деятельность отечественных средств массовой информации» (была объявлена борьба со СМИ-иноагентами), и обыватель лишился внешнего взгляда на внутренние события. Теперь основное внимание законодателей направлено на закрытие дискуссии россиян вокруг миграционной политики. Вопроса, который волнует все народы во всём мире и при «перекосах» вызывает открытую политическую борьбу.
Не столько и не только чеченцы совершают преступления в России (этот народ составляет около 1% населения страны). Преступления плюс-минус совершаются пропорционально количеству того или иного народа, проживающего на территории страны (чаще — в ближнем кругу), но актуализируются по мере отдаления человека с криминальными наклонностями от родины. Так, у правоохранительных органов ещё при СССР существовал термин «гастролер», поскольку преступления местных бандитов отличались от тех, кто приехал из других городов и сёл.
Законопроект «защитит» заодно и другие диаспоры, в том числе иностранцев из стран СНГ, чрезмерное присутствие которых порождает тревогу среди россиян. Закроет он и обсуждение национальных особенностей преступлений (известно, что среди преступников имеется национальная специализация). Но миграционную политику не исправит.
Так не будет ли правильным не замалчивать проблему, но решать её, если она появляется и привлекает внимание СМИ? Пресса ведь пишет то, на что есть запрос читателей; она сигнализирует как о наличии проблемы, так и об общественной реакции на неё!
Ну, будем мы писать: «Некто кое-где зарубил старушку-процентщицу и её сестру топором», опуская при этом всё, что может не понравиться властям: социально-экономические, национальные проблемы и остроту религиозного / идейного экстремизма… Мало того, что не будет у нас Достоевского, так люди вернутся к старинному, проверенному веками способу общения — слухам, которыми, как известно, земля полнится. Если запрос на информацию есть — его обязательно кто-то удовлетворит, а контролировать слухи будет куда сложнее.
Кстати, как вы думаете, почему люди интересуются преступностью? Чтобы обезопасить себя, отслеживая поведение криминальных элементов, основные тренды в нём.
Да и проблема ли СМИ — репутация чеченского или иного народа? Может быть, эпатажные высказывания руководства Чечни и поведение представителей этого народа нужно сделать менее бросающимися в глаза? Скромность — достоинство, которое россияне всегда отмечают.
А СМИ просто формулируют мысли общества, не более того, по крайней мере, когда пишут криминальную хронику.