Сегодня, 12 сентября 2018 года, начал работу международный научно-практический форум «Советско-испанские отношения в период Гражданской войны в Испании 1936-1939 годов», который я бы назвал «Новое в исследованиях в истории Гражданской войны в Испании в 1936-1939 годы.
Хорошо известно, что в прошлом веке только две страны в Европе прошли через «чистилище» гражданской войны — это Испания и Россия. Это их и объединяет, это их и делает объектами повышенного внимания со стороны всего сонма исследователей — от историков до экономистов.
В настоящее время исследователи всех мастей готовятся к восьмидесятилетию окончания Гражданской войны в Испании. Кто-то это делает своими публикациями — как, например, многие исследователи в Институте Всеобщей Истории. Кто-то — новыми открытиями в архивах, столь серьёзных, сколь неизученных.
Что бросается в глаза при прослушивании первого дня этого международного форума? Этот форум отличает от всех предыдущих то, что по сути дела совершено три прорыва на поприще исследований Гражданской войны в Испании 1936-1939 годов.
Первый и главный прорыв — это разворот в архивном вопросе от более детального исследования тех или иных «дел» до обращения к широким слоям исследователей с просьбой «идти в архивы» и делать их открытыми, публичными, доступными и, главное, формировать из них стартовую площадку для новых открытий.
Второй прорыв заключается в том, что форум показал огромный интерес экспертного сообщества к доселе не изученным или мало изученным аспектам событий восьмидесятилетней давности. Например, национальный вопрос и республика. Исследователи стали обращать внимание на такие вещи, как, например, почему Страна Басков приняла столь активное участие в защите республики, в то время как у власти в Стране Басков находились явно консервативные силы (например, выступление проф. Ландабасо Ангуло А.И.).
Третье, что обращает на себя внимание — то, что огромные пласты информации становятся доступными и повседневными источниками для исследования экспертов разных специальностей, что позволяет сегодня в ряде случаев совершать поистине научный переворот в отдельных сферах.
Так, например, ни для кого не секрет, что официальной датой завершения Гражданской войны до сих пор считается вхождение в Мадрид двадцать восьмого марта 1939 года войск Генерала Франко. Понятно, что новое источниковедение и новые открытия, сделанные благодаря доступности большинства архивов, включая знаменитый архив — «папки Политбюро», позволяют утверждать, что границы окончания Гражданской войны в Испании были перенесены далеко за пределы установленных до сих пор хронологических рамок.
Так, стало известно, что регулярные части Испанской республики, хоть и в самом разрозненном виде, продолжали действовать вплоть до 1967 года в целом ряде труднодоступных регионов (главным образом, в горной Испании продолжали вестись боевые действия). Сложение оружия здесь произошло только тогда, когда правительство Испанской республики в эмиграции сложило с себя полномочия. Эти регулярные части поддерживались местным населением несмотря на угрозы физической расправы со стороны режима Франко.
Обращают на себя внимание многие интересные факты, которые приводились в выступлениях ряда приглашенных архивистов. Приведу пример. В выступлении профессора Андрея Сорокина обращает на себя внимание то, что испанский вопрос звучал 84 раза в 1933-1938 годы на заседаниях Политбюро. Более шестнадцати эпизодов (что означает шестнадцать файлов) хранятся в личном архиве И. Сталина. Понятно, что массив, насчитывающий более 330’000 документов (весом 4’000 тонн, включая артефакты) — часть наследия истории интербригад, которые, как мы понимаем, вопрос не только не изученный историками и исследователями, но и является по сути дела самой таинственной страницей в истории первой половины прошлого столетия.
Здесь надо отметить, что история интербригад, помимо её закрытости (это всегда объяснимо), затрагивает по сей день большую часть людей, ныне живущих более, чем в сорока странах мира. Интересно, что история интербригад не только в Испании, но и в других странах Европы (а тем более России) не имела сколько-нибудь серьёзного осмысления и научной глубины.
С одной стороны. понятно, что не было архивной базы (она есть только в России и стала доступной только сейчас). С другой стороны — ни один архив ни в Испании, ни где бы то ни было ещё не может быть сравним по своим масштабам, глубине и охвату материалов с российским.
Будет интересно нынешнему и последующим поколениям раскрыть все аспекты столь запутанных, противоречивых и в то же самое время значимых в истории событий, как Гражданская война в Испании. Создаётся впечатление, что международное экспертное сообщество специалистов по истории Испании приняло решение наконец открыть все свои потаённые кладовые и открыться будущим поколениям и миру. В ряде выступлений, главным образом специалистов по архивному делу, прозвучал призыв к исследовательскому сообществу «подключиться» к более мощному освоению новых открывшихся возможностей. Так, например, ряд выступавших — А. Сорокин и др. — призвали испанских исследователей более активно переводить на испанский язык материалы на русском языке и цифровать их.
По-новому звучит тема совместных (российскими и испанскими экспертами) эпизодов в Гражданской войне в Испании. Тема детей, привезённых в Советский Союз, темы испанского золота, поставки вооружений и помощи испанской республики, место и роль советских военных советников в вооруженных силах Испанской республики и т.д.
По всей видимости, складывается ситуация, что отступать некуда — «за нами Москва» — наступает момент, когда все доселе закрытые архивы, включая личный архив И. Сталина, открывают свои двери для всех честных, порядочных и добросовестных исследователей, могущих поведать «городу и миру» о тайнах и секретах Гражданской войны — событий более чем 80-детней давности.