28 сентября 1943 года была казнена немка Кейте Тухолла — активистка самой разветвленной и многочисленной (до 10 тыс человек) разведывательной сети под названием «Rote Kapelle* (Красный оркестр), «работавшей» против нацистской Германии. 8 сентября того же года там же, в нацистской Германии, был казнен её муж — член подпольной организации «Красная капелла», коммунист, футболист Феликс Тухолла.
33-летняя женщина, находившаяся под пытками имперской безопасности Германии, так никого и не выдала. В Берлине её именем названа центральная площадь рядом с Рейхстагом.
Кейте вместе с мужем была активным членом самой таинственной организации разведчиков и диверсантов, предположительно, работавшей в 17 странах Европы и мира. С 1939 года пара участвует в движении сопротивления под руководством Роберта Урига. Их ежедневная миссия — распространять листовки и добывать продовольственные карточки для скрывающихся противников режима.
Выполняют они и множество других задач. Например, в июне 1942 года они помогают найти жильё диверсанту-парашютисту Эрвину Панндорфу, прибывшему из Советского Союза.
История удивительной организации «Красная капелла» схожа лишь с орденом тамплиеров или иллюминатов — она ещё до конца не изучена, и одновременно проста как день. Долгие годы Фульк Бункер — специальное подразделение, работавшее с радиопередатчиками, так и не смогло установить до конца всей сети. В своих воспоминаниях Шелленберг откровенно пишет, что никто так и не узнал количество участвовавших в ней людей, их национальную принадлежность, и была ли у них прямая связь с Кремлем или каким-либо ещё центром антинацистского сопротивления.
Трое из пяти десятков попавших в плен, сумели вырваться из нацистских застенков благодаря виду начавшегося сотрудничества с немцами. Анатолий Гуревич (господин Кент) и ещё двое (предположительно, включая основателя сети Леопольда Треппера).
Все трое спасшихся автоматически попали в ГУЛАГ как только появились на советской территории. Приказ Сталина — никогда не доверять разведчикам, оказавшимся в плену. Но Гуревич (Кент), Треппер и остальные вторично, уже в СССР, подверглись механизму жесткого допроса.
Господин Леопольд Захарович, по воспоминаниям коллег, впоследствии стал инвалидом, и был вынужден эмигрировать в Израиль. Этот человек говорил на 20 языках закончил свою жизнь журналистом. На идише его имя звучало как Лейб Домб
Успех «красной капеллы» — о заслугах этой разведсети ходят легенды, объём информации, полученной от членов организации сопоставим со всем объёмом информации от пяти генштабов стран-противников нацистской Германии. СССР, Великобритании, Франции, Китая и США. Гуревич жил в Уругвае под видом богача, и впоследствии работал на разведку.
В числе донесений были предполагаемые первые разработки «Манхэттенского проекта», новейших вооружений, потенциалы стран-сателлитов Германии и самой Германии, стратегические планы Третьего Рейха. Информация шла из первоисточников. Гитлер, Геббельс, Геринг, Кейтель.
Никогда до и никогда после ни одной страной не была создана такая обширная сеть, которая существует в профессиональном плане до сих пор.
Ни в Бельгии, ни в Швейцарии, ни в Германии ячейки «Красной капеллы» не были ликвидированы, несмотря на частичные потери. Все три центра организации во главе с Треппером, Бойзаном, Шульце и Харнаком, «красной тройкой» не перестали существовать ни во время 2МВ, и частично пережили начало холодной.
Немецкая контрразведка приступила к детектированию первых радиограмм, посылаемых в Москву в конце 1941 года. Это был передатчик с опознавательными знаками «PTX». Контрразведка пыталась обнаружить первые радиопередатчики, используя сходные системы шифров. Сигналы приходили откуда-то недалеко от Москвы. Была какая-то точка и в Брюсселе.
Название «Красная капелла» получила от немецкого слова «капелла» — радиопередатчик. Красная — предположительно была связь с Москвой. Радистов эссесовцы называли «пианистами», их передатчики — «пианино», а руководителей — «дирижерами». Исследователь Д. Даллин пишет, что на немцев произвел впечатление шквал «радиоконцертов» за первые 2 месяца работы перехватчиков; было обнаружено не менее 250.
Многие из этих людей не только рисковали жизнью, но и сознательно шли на закланье, понимая, что их жизнь будет возложена на алтарь победы над фашизмом. Многие из них потеряли членов семьи, что было стимулом к действию против врага; в большинстве случаев, деньги за сотрудничество не были главным аргументом.