Разворачивающаяся в печати дискуссия о моделях патриотизма, на самом деле, сводится лишь к одному: насколько тот или иной гражданин согласен с установившейся моделью в России. Патриотизм не бывает бесцветным, но без любви к стране и к родине нет прогресса, нет движения вперёд.
Если взять Госдуму, то даже в этом уважаемом представительном органе мы наблюдаем огромное количество (если не сказать бесчисленное) моделей патриотизма. Тут и кондовый квасной, и с запахом заокеанского виски, и записной, густо замешанный на идеологемах классовой ненависти, и либерально-бесцветный с оттенком то ли розовизны, то ли голубизны, сильно отдающий ароматом женских духов…
Одним словом, поди разбери, или, как говорит мой сосед по даче – водитель автобуса: «Без поллитра не разберёшь».
Однако патриотизм в его классической форме описан классиками российской дореволюционной философии. Это понятие можно выразить одним словом – тем, что Пушкин называл «любовью к отеческим гробам». Под этим подразумевается преданность историческим корням, духовным истокам, любование и ностальгия по родным пейзажам, любовь к русскому человеку и к отечественной литературе, музыке, живописи, архитектуре и науке.
Нас всё время подталкивают к тому, чтобы мы любили всё вышеназванное так же горячо, как своих правителей. Более того, нам говорят: «Ваши правители – это и есть то, что вы в первую очередь должны любить, а если не любите – Вы не патриоты», неизменно приводя одну и ту же фразу из вышедших из употребления школьных учебников о том, что каждый народ достоин того правительства, которое он имеет.
Чушь несусветная. Народ (или, как его называют власть предержащие, население) – не только выразитель чаяний и настроений своей страны, он и есть главный объект любви и поэтому главный критерий присутствия или отсутствия патриотизма. Этот народ всегда был богат умом, воспитанием, прозорливостью, трудолюбием, долготерпением, нескаредностью, любовью к ближнему и к созиданию.
Зачастую все эти качества мы не только не наблюдаем на экранах своих телевизоров, но и даже при наличии усердия и терпения (иногда десятилетиями) не видим и отдалённых признаков, позволяющих нам сравнить соответствующие качества народа и его правителей. Так как же эта фраза может «работать»?
Народ достоин тех лучших своих представителей, которыми он может гордиться. Авторы литературных и научных произведений стоят на полках каждого мало-мальски культурного гражданина страны.
Весьма неуважительно и даже пренебрежительно по отношению к народу звучит вышеназванная фраза, а уж тем более судить о патриотических настроениях по критерию любви и преданности своим правителям было бы не то что исторически несправедливо, а на грани фола. Это всё равно, что сказать, что Каллигула был олицетворением лучших патриотических чувств римского населения, когда в Риме были такие умы и деятели культуры, чьи изречения до сих пор не сходят со страниц учебников.
Не за горами 2024 год. Неужели дискуссия о патриотизме переступит грань и перекинется после этой исторической даты, и великий народ срединной империи, вынесший все мыслимые и немыслимые тяготы и испытания, исходящие от властей, будет обречён на новое его повторение.
Если верить пророчествам, то после безвременья наступает эра благоденствия. Так и хочется сказать: давайте все вместе помолимся за то, чтобы на этот раз обошла сия горькая чаша великий русский народ и Россию.