Великая китайская стена является ярким и узнаваемым символом Китая и его многотысячелетней истории. Она свидетельствует о его мощи и высоком развитии, но, что за сила, что за народ хунну, потребовавший возведения столь мощных укреплений известно мало и немногим. Недавние расшифровки ДНК и свежие археологические раскопки раскрывают секреты одной из самых могущественных политических сил той эпохи.
Предки китайцев издревле вели непрекращающиеся войны с соседними племенами. Упоминаются среди них и «хунь-юй», обитавшее на южной окраине пустыни Гоби. В X веке до н.э. оно переселилось на северную окраину Гоби и так разрослось, что в 822 году до н.э. они напали на царство Чжоу. Китайцы отбили набег, после чего предки хунну не упоминались в китайских летописях почти 500 лет.
В V веке до н. э. хунну вновь появляются в китайской историографии в связи с их набегами на оседлое население Северного Китая. Их напор побудил местных правителей возводить первые укрепления, которые впоследствии были объединены в Великую китайскую стену.
Серьёзную угрозу хунну стали представлять в III веке до н.э., когда кочевники образовали мощный племенной союз во главе с единым правителем – шаньюем. Хуннская империя занимала большую территорию Монголии и Южной Сибири, простираясь от Памира на западе до Маньчжурии на востоке.
Всё, что известно о расцвете и закате империи хунну, мы знаем из древнекитайских источников и из археологических раскопок, первые из которых были сделаны русскими учёными Ю.Д. Талько-Гринцевичем в конце XIX века и П.К. Козловым в начале XX века.
Новые исследование ДНК древних кочевников и раскопки элитных кладбищ в Тахилтын Хотгоре и Шомбуузын Бельчир в Монголии проливают свет на устройство древней цивилизации.
Ученые секвенировали геномы 17 человек, похороненных на двух кладбищах, и обнаружили «чрезвычайно высокий» уровень генетического разнообразия, что делает вероятным, что империя была многонациональной, многокультурной и многоязычной.
Существенно, что генетическое разнообразие обнаружено внутри отдельных сообществ. Это свидетельствует о том, что империя была не просто лоскутным одеялом из однородных групп, объединенных общим делом.
«Теперь мы лучше понимаем, как хунну расширили свою империю, объединив разрозненные группы и используя брак и родственные связи для построения империи», – рассказывает ведущий автор исследования Чунвон Чжон из Сеульского национального университета.
Среди изученных отдельных захоронений те, что имели самый высокий статус, принадлежали женщинам, что позволяет предположить, что женщины играли особенно важную роль в обществе хунну. Искусно сработанные гробы украшены золотыми эмблемами солнца и луны – символы власти хунну. В одной из гробниц обнаружены останки шести лошадей и колесницы.
«Эти женщины отмечены атрибутами не только своего статуса (например, поясами и ожерельями), но и власти, например, ритуальной посудой для проведения политических собраний», – отмечает археолог Брайан Миллер из Мичиганского университета.
«Они были высоко почитаемы, что видно по обильным пожертвованиям от всех тех, кто присутствовал на их похоронах», – добавляет он.
Раскопки выявили также интересную информацию детях хунну. Мальчиков-подростков, как и мужчин, хоронили с луками и стрелами. Тем, кто был младше 11 лет такими атрибутами не наделяли.
«У детей похоронный обряд различался в зависимости от возраста и пола, что дает представление о возрасте, в котором пол и статус присваивались в обществе хунну», – рассказывает ведущий автор научной работы Кристина Уориннер из Гарвардского университета.
Археолог Урсула Бросседер из Боннского университета, которая не принимала участие в этой работе, добавляет, что хунну недооценены, потому что большая часть информации о них взята из текстов императорского Китая и Древней Греции, где кочевые скотоводы, как правило, считались неразвитыми. Новые генетические работы позволяют взглянуть на них свежим взглядом.
По словам Миллера, хунну оставили после себя мощное наследие, которое вдохновило их потомков.
«Многие последующие группы присвоили себе могущественное название хунну, что привело к увековечиванию так называемых «гуннских» племён, включая Аттилу и гуннов на окраине Европы спустя столетия после гибели хунну во Внутренней Азии.
И именно это мощное наследие… подхватили монголы, когда создали свою собственную империю много столетий спустя», – сказал учёный.