Тема эпохи начала и первой половины XIX столетия сегодня в Испании воспринимается как исторический фрагмент более близкого расстояния. Учёные-обществоведы, и в целом общественное мнение в Испании, вдруг стали дискутировать на тему о том, что является доминантой в управлении общественными процессами?
Одни утверждают, что знание истории. Другие — глубокие знания экономических процессов. Наша точка зрения, что истина лежит где-то посередине. Хотя понятно, что как история, так и экономика — две дисциплины, которые ушли далеко вперёд в своём развитии по сравнению с ещё недавним периодом конца-начала века.
Однако, самое интересное сегодня — это разгадка тайны национального духа испанцев как общенационального социума. Не будем сегодня заниматься общеизвестными, банальными реминисценциями и приводить тезис о том, что национальный дух и национальный характер принадлежат консолидированному организму — испанскому народу.
Никто сегодня не поставит под сомнение тот факт, что в Испании живёт в целом один народ, потому что он обладает одним общим характером, у которого есть ярко выраженные общие черты. Из всех этих черт наиболее значимым является гордость за свою историю.
Должен сразу сказать, что гордость за историю является свойством не только образованного класса или дворян, но это — составная часть менталитета всех без исключения жителей Пиренейского королевства. Сегодня, как никогда, это обстоятельство следует иметь в виду хотя бы потому, что эта черта доминирует в определении градуса напряжения в обществе.
Дело в том, что отражением этой национальной испанской черты стало то, что мы называем «первой трагедией Бонапарта».
Своё поражение в Испании в 1808 году Наполеон впоследствии объяснял подстрекательством народа со стороны священников, церкви и местных касиков. Однако как объяснить, что Испания — это единственная страна изо всех завоёванных Наполеоном европейских стран (напомню, что он завоевал всю Европу, кроме Великобритании), народ которой не принял «прогрессивные ценности», предлагаемые Французской Республикой и Французской революцией?
Испанцы, в своём подавляющем большинстве, не согласились ни на какие посулы, ни на какие материальные блага, и ни за какие коврижки не стали предавать свои исторические ценности, и даже своих нелюбимых руководителей, включая ненавистных в ту пору Бурбонов — ближайших родственников казнённого Людовика XVI.
Казалось бы, в чём дело? «Прогрессивный» Бонапарт предлагает испанцам свободу в обмен на землю и большие материальные возможности (разграбленные помещичьи угодья, церковные владения) в обмен на земельные наделы и свободу владения землёй и земельной утварью, включая скот.
Бонапарт просил самую малость: его старший брат Жозеф — король Неаполя — должен был стать королём Испании. Мы помним, что Жозеф в результате всё же стал, хоть и ненадолго, формально королём Испании. Наполеон, создавая новую династию в Европе (четвёртую великую династию в мире после Меровингов, Каролингов и Капетов), расставлял своих пятерых братьев попеременно королями во всех завоёванных им странах.
Испания не только возненавидела Бонапартов, но и чудесным образом полюбила своих доселе столь нелюбимых Бурбонов, но теперь сделав их уже своим «народным достоянием».
Если Вы были в Париже и разговаривали с французской профессурой, то Вы обратили внимание на то, с каким придыханием французский образованный класс относится к испанцам. Все фильмы во Франции об Испании всегда показывают испанца гордым, непокорным, в какой-то степени упрямым, но обязательно честным парнем.
Французы если кого-то и любят в Европе (после себя, конечно) — то это испанцев. Хотя большую часть истории эти два соседних государства связывали между собой беспрестанные войны. Любимой затеей французов, по их собственному выражению, было «убрать Пиренеи» — то есть, сделать Испанию продолжением французской территории.
Испанцы и сегодня «дают всем прикурить». Достаётся и их собственному правительству. Но испанское правительство — это тоже потомки тех самых гордых защитников Сарагосы, Мадрида и других цитаделей антинаполеоновского сопротивления. Самая страшная война после Гражданской войны в Испании 1936-1939 годов — это Война за Независимость.
Огромные жертвы не прошли даром. Исторический урок выучен «на зубок», и именно тогда, в горниле сопротивления захватчику, сформировался нынешний общеиспанский национальный характер.
Сегодня испанское общество разделено на несколько частей. Но оно, в то же самое время, объединено единым порывом отстоять здоровье и благополучие нации, открыто глядящей в лицо тем трудностям, которые обрушились на голову многомиллионного испанского народа.
Экономика, конечно же, вторична. Потому что если нет всепобеждающего, единого национального духа, то никакие инвестиции, которые, наконец-то, уже пришли из ЕС, не смогут поднять испанскую экономику на должную высоту. Только спасение многонационального многомиллионного испанского народа может быть той путеводной идеологией, корнями которой стало общенациональное сопротивление жестокому захватчику два века назад.