Сегодня речь пойдёт об очень важной теме для человечества — почему мировая экономика не может существовать без человека? Ведь существует такая точка зрения, доминирующая среди математиков, что мировая экономика живёт по математическим законам, а раз так, нехай существует без человека.
Человек действительно только мешает развиваться мировой экономике: то войны затевает, то в той или иной стране по нескольку десятков лет уничтожает своё собственное население, делая вид, что он строит утопическое общество наподобие Аркадии.
Прелести участия человека в мировой экономике заметны, но не всегда доминируют. А трагедии отражаются в ней всегда.
Мне хотелось бы вернуться в 25 июля 1826 года, когда произошло памятное событие — династия Романовых окончательно и бесповоротно поставила на себе крест, казнив пятерых декабристов: Кондратия Рылеева, Павла Пестеля, Александра Бестужева, Петра Каховского и Сергея Муравьёва-Апостола.
Ужас в том, что Романовы дискредитировали, по крайней мере в России, идею монархии, которую затем почти 100 лет, совершая невероятные фортели и пируэты, приходилось доказывать династиям в Европе. Они шли на смелые поступки, от сотрудничества с профсоюзным движением до достижения убедительных результатов по уровню и качеству жизни в своих странах.
Тем временем в Европе в 1825-1826 годах шёл финансовый кризис, вызванный кризисом перепроизводства и потребностью английской промышленности в завоевании новых рынков. Англия нашла их в Латинской Америке, вытеснив оттуда Испанию. Она удвоила свой экспорт до 6 миллионов фунтов стерлингов и стала всячески противостоять либеральным преобразованиям в странах, которые могли бы ей помешать: Италии, Испании и России. События в последней июля 1826 года она обошла молчанием, а когда во Франции произошёл либеральный поворот, с 1830 года английский всплеск экспортной энергии стал замирать.
Дело тут не в отсутствии умов. Как говорил мой дед, из 16 выдающихся произведений науки 15 — дело рук выходцев из России или их учеников (даже Альберт Эйнштейн). Он также утверждал, что в первой половине жизни человек читает, а во второй пишет. У меня получилось почти так же, с той только разницей, что я всю жизнь писал и говорил.
Первое, что я услышал в детстве — «Граф Нулин» Пушкина, а как своего рода музыкальное оформление поэмы — Второй концерт Рахманинова. Поскольку меня воспитывали старорежимные осколки, то моё воспитание проходило в соответствии со словами Пушкина в «Евгении Онегине»: «… но педант».
Семья воспитывала меня сообразно нормам и методике, принятой в их семьях, а вовсе не так, как заповедовал незабвенный Макаренко (прочтите его произведение «Знамя над башнями»).
Я понятия не имел, о чём шла речь в поэме Пушкина «Граф Нулин». Что мог понять ребёнок в 4 года о жизни скучающего помещика, который ездил даже не к ближайшей соседке, а к дальней, проводить с ней время. Никакой ребёнок не в состоянии понять в столь раннем возрасте переживания пушкинских героев. Всю его глубину я понял только когда вернулся после окончания ВУЗа в академическую среду.
Моя бабушка, которая закончила гимназию, где изучались 8 иностранных языков, а не один, как в моей школе, прекрасно понимала, что для меня не важен сюжет данного произведения. а важно, как говорил Пушкин, чтобы я смог отличить ямб от хорея. Наслаждался бы мелодикой русского языка, самого красивого языка после классической латыни. До сих пор неизвестно, как звучит латынь. Идут споры между учёными.
Один русский академик Павлов — автор и основатель 16 дисциплин, включая телевидение. В России то ли от климата, то ли от правителей, то ли от того и другого, то ли от каких ещё бед образовался удивительный научный менталитет, который в мире принято называть русским духом или русской душой. Об этом очень хорошо говорит Пушкин в «Капитанской дочке».
Да, русские люди — долготерпеливые, и их выдержке может позавидовать любой житель Китая и островов Тонга. Но в современную эпоху произошло удивительное по мерзости событие, когда династия физически уничтожила себе подобных, да ещё самым мерзким образом.
Прав был «великий картавый» Ленин, как назвал его Керенский в одном из интервью, что кто-то кого-то разбудил. То ли Герцена разбудил Огарев, то ли декабристы разбудили Герцена.
Сына генерал-губернатора Сибири Павла Пестеля арестовали ещё за два дня выступления на Сенатской площади по показаниям Аркадия Майбороды, чья роль даже сегодня ещё не до конца изучена: то ли это был внедрённый шпик, то ли инициативщик, то ли проворовавшийся мерзавец, который пошёл на сотрудничество, чтобы избежать суда за то, что проиграл деньги полка. Но в борьбе с декабристами были заложены основы для внедрения соглядатаев в ряды благородного сословия — дворян.
Казнь несчастный пятерых людей, выступивших против богопротивного рабского режима, который они считали хуже египетского (там, по крайней мере, не продавали на рынке отдельно детей и родителей как скот), которым было стыдно за свою страну приблизительно так, как сегодня некоторым русским стыдно за свою.
Вот почему ряд яйцеголовых учёных считает, что надо отделить экономику как рациональную дисциплину от бихевиористской — непознаваемой, подверженной «коллективному бессознательному».
Такие организации, как Римский клуб, Трехсторонняя комиссия, Бильдербергский клуб, движение антиглобалистов продолжают считать, что мировую экономику можно отделить от человека, но его необходимо оскопить, чтобы он не влиял на неё.
Первая проблема на этом пути — как говорил Жак Деррида, неизвестно, что такое математика как дисциплина. Возможно, что это самая гуманитарная дисциплина из всех возможных. «Ноль» появился в научном обиходе лишь в конце X века, хотя был известен индусу Арьябхата за пять веков до того.
Вторая — после дикого происшествия — казнь пятерых молодых людей, не за совершенное преступление, а за попытку рассуждать о светлом будущем, немедленно привела к разрушению всей российской государственности, а затем и к «нулевой» мировой войне — Крымской 1853-1856 годов, продемонстрировавшей силу объединенного капитала над династическими предпочтениями русского престола, основанных на метафоре князя Святослава о русском Царьграде. Параллельно Россию, а затем и мир потряс финансовый кризис 1857-1858 годов.
Меня много раз спрашивали коллеги-профессора, почему Первая промышленная революция (а мы сейчас на пороге уже пятой) произошла именно в Англии, а не в Испании, в то время когда именно Испания имела нескончаемые потоки драгоценных металлов? Если коротко, это выглядит так: Англия стала первой страной, а Испания не стала и двадцатой, потому что Англия сумела аккумулировать капитал, приходящий из колоний, в центре, и совершить трансфер капитала в резкое повышение производительности труда за счёт увеличения производительных сил.
Меньшее число учёных, и я в том числе, утверждают, что не в капитале, приходящем из Индии в Лондон дело. Нулевая революция была в Голландии по вине той же Испании, бездарно проигравшей войну и своими руками создавшей новое государство в Европе — Южные штаты. Бездарное руководство Испании не озаботилось о протекционистских мерах, пока в этой стране последний нищий крестьянин возделывал землю плугом чуть ли не из чистого золота.
Именно в этом надо искать ответ на все беды мировой экономики. На отсутствие научного подхода к её организации. Почему-то англичане придумали протекционистские барьеры и до сих пор являются монополистами в мировой экономике, а испанцы, у которых был самый детально прописанный придворный протокол, и династия Габсбургов кичилась своими астрономическими богатствами, при этом не могли сообразить такую простую вещь, как англичане — протекционизм.
Научный подход нужен не только для того чтобы гильотина работала с намеченной частотой, а вот как придумать, чтобы умножить национальное богатство и перенести его из сферы личной мошны в общественную казну — вот тут надо репу почесать, как говорил дельфийский оракул нашего СНТ — мой сосед по даче.
Пример с промышленной революцией — это классический пример, который я всё время привожу своим ученикам для того чтобы показать, что мировая экономика не может обойтись без человека. Отвлеченные эмпиреи здесь не работают: нужны честные и порядочные люди, желательно христиане или вообще люди, душой и сердцем обращенные к людям и движимые справедливостью, честью и человеколюбием.