4 ноября — День народного единства многими конфессиями России рассматривается в плоскости примирения религий в одном государстве. Этот вопрос в Российской империи решался через доминирование Православной церкви, в СССР через светскую идеологию, в новой России, где вероисповедание стало свободным, возникла формула мирного сосуществования различных конфессий, закрепленная в этом дне.
При этом противниками христианства всё чаще вспоминается слово «инквизиция», родиной которой была Испания.
Православие и католицизм не раз сталкивались в Российской империи, и Александр Первый нашёл формулу примирения, которая гарантировалась конституцией Польши 1815 года. Согласно документу, католическая церковь доминировала, но при свободе других вероисповеданий.
Николай Первый также был царем католического государства — Польши. Он настаивал на сохранении действия конституции, подчеркивая, что он — «первый католик». Исторические события повернули его идеи вспять, и в конечном счете из его же уст прозвучала другая историческая фраза: «Если бы сами поляки не отменили свою конституцию, я был бы принужден сделать это сам». То есть, ввести войска и восстановить русский порядок.
В 1832 году отмена конституции привела к резкому ограничению церковных позиций и сокращению числа монастырей, возведение новых было запрещено. Отныне церковная администрация подчинялась имперскому Департаменту духовных дел иностранных исповеданий.
В Российской империи история сосуществования многих конфессий началась задолго до Александра Первого. Она ведётся даже не от Петра Первого, при котором приобрел популярность термин «инквизиция». Конфессии сосуществовали в России ещё до момента приезда Софии Палеолог в качестве жены Ивана Третьего и до крещения Руси.
Но с Петра Первого многоконфессиональность стала проблемой элит. Вместе с царем из Великого Посольства вернулось не менее 6000 иностранцев, в основном неправославных конфессий: католики, лютеране, иудеи и пр. Петр, за исключением Меншикова, окружил себя иностранцами: Брюсом, Лафаргом, Шапиро и подобными, которые почти 25 лет правили страной и передали её в таком виде страну жене Петра и его дочери.
История инквизиции началась задолго до Религиозных войн. Она не уникальное испанское явление и даже не уникальное европейское. Оно в том числе русское и мировое, и является частью церковной жизни. Долгие века церковь имела власть над прихожанами (она распространялась только на христиан), в том числе осуществляла образовательные, нотариальные, гражданские и судебные функции.
Я не собираюсь обелять Томаса Торквемаду или святую конгрегацию или Католических Королей, испросивших буллу у Папы для введения инквизиции в Испании, которая просуществовала 7 веков.
Бывший секретарь инквизиции двора дон Хуан-Антонио Льоренте в своей знаменитой истории этого феномена отмечал, что он противоречив и неоднозначен. Произведение этого автора лежало на столе Сталина, о чем свидетельствовали современники. И это не случайно.
Именно испанская Инквизиция — наиболее «эффективное» орудие борьбы с еретиками — количество жертв аутодафе и прочих физических смертей приходится на неё. Она просуществовала с 1492 по 1836 годы. Статистика спорная. Совсем недавно Ватикан открыл ещё одну архивную папку и число жертв испанской инквизиции выросло кратно.
В бытность Папой Кароля Войтылы (Иоанн Павел II) церковь официально принесла извинения перед потомками иудеев жертв инквизиции католиков. Почему и поныне вопрос об инквизиции так будоражит сознание политиков и политиканов?
Не мне давать оценки всемирноисторическому значению испанской инквизиции — это было орудие Средневековья. Средствами религиозных войн шла борьба за суверенитет государств. Говорить о том, что альбигойцы или катары были худшими христианами, чем доватиканские католики даже у истых теологов вызывает улыбку, а максимум оторопь.
Но дело в том, что католическая церковь лишь в XVII веке признала аутохтонных жителей Нового Света людьми! Она заявила о наличии души у представителей майя, инков, ацтеков и т.д.
В раннем Средневековье еретик рассматривался как прокаженный, которого нужно удалить от «здоровых» верующих отлучением от церкви, изгнать и подвергнуть конфискации его имущество. Ересь — это страшнейшее преступление против Бога и верующих, за которое грешника требовалось жестоко наказать для сохранения общественного порядка.
Из XXI века обсуждать или осуждать действия средневековой католической церкви неуместно, хотя очевидно, что методы католических государей с современных позиций были бесчеловечны.
В то же время, тезис о том, что человеконенавистничество не имеет сроков давности и надо вернуться к вопросу о жертвах инквизиции, мне кажется политически ангажированной. Вопросы сегодня поднимаются в ряде стран общественными организациями, соответствующая повестка была в международных организациях.
Куда лучше искать и соблюдать формулу примирения, мирного сосуществования конфессий в одном гражданском обществе. Она имеет единственное предназначение — социальный и экономический прогресс, который не возможен без гармонии и взаимопонимания.



