Сегодня как никогда важна тема гарантов, спонсоров переговоров по важнейшим вопросам международной жизни. Речь в нашей статье пойдёт о недавней истории — переговорах, нацеленных на замирение сторон во время событий, связанных с началом Гражданской войны в Испании 1936-1939 годов.
Как хороша история как дисциплина! Как же она важна, а в ряде случаев жизненно необходима! Приведу пример: Гражданская война в Испании не только могла не состояться, но даже заговор Санхурхо-Мола-Франко мог не созреть.
В начале 2010х годов появилось несколько монографий — исторических исследований, основанных на вновь вскрывшихся фактах недавней истории.
В силу отсутствия возможности подробно описать всю событийную сторону вопроса в рамках короткого эссе, остановлюсь лишь на нескольких примерах и соображениях.
Главная мысль, которую я хочу высказать — то, что все возможности для примирения сторон, безусловно, были; односторонние и многосторонние контакты велись, но так называемые гаранты — спонсоры этих контактов отклоняли все возможности нахождения формулы примирения.
Особенно отличились, на мой взгляд, англичане. Вновь выявившиеся факты говорят о том, что Уинстон Черчилль, например, когда на него «выходили» с просьбой выступить в качестве одного из демиургов переговорного процесса переговорщики с двух сторон, ещё до начала выступления мятежников неизменно отклонял все предложения. Его главный аргумент состоял в том, что не было ясности, насколько та или иная сторона были боеспособны и чей потенциал был весомее. Это якобы требовалось, чтобы определиться, чью сторону ему надо бы принимать.
Что же касается Советского Союза, а тем более Германии и Италии, то эти страны однозначно и бесповоротно, зная о готовящемся заговоре и далеко идущих планах мятежников, занимали непримиримую позицию, каждая из принципиальных установок. СССР делало ставку на компартию Испании, а итальянское и нацистское руководство были твёрдо уверены в необходимости поддерживать мятежников даже если успех их выступления был сомнителен. Для последних было важно заявить о себе в европейских делах в полный голос.
Почти такая же схема, лишь с добавлением участия социалистического правительства Франции, складывалась и накануне самой Гражданской войны. То есть, после 18 июля 1936 года.
Анализируя все появившиеся факты и вновь открытые архивы, становится понятно, что Великие Державы не только не были заинтересованы в приостановлении конфликта в Испании, но часто делали упор на обратном, противоположном развитии событий: «разогреве» противостояния между противоборствующими сторонами: Испанской Республикой и фашистскими мятежниками.
Возникает вопрос: почему это было так? По логике вещей, никому из Великих Держав в ту пору военный конфликт не был нужен. Зачем же они его допустили, его ведь можно было избежать?
Получается следующая картина: по всей видимости, называя вещи своими именами, Великие Державы (кто — в большей, кто — в меньшей степени) пытались ловить рыбку в мутной воде. Играя на противоречивых конъюнктурных обстоятельствах они старались решать сиюминутные политические вопросы текущего, весьма тактического порядка, не заглядывая в завтрашний день.
Трудно себе представить, чтобы в штаб-квартирах Великих Держав не понимали международного звучания и международно-исторического значения намечающегося конфликта, ведь он если не перевернул вверх тормашками всю Европу, то как минимум ускорил начало Второй мировой войны. И всё же они дали этому случиться…