Неформальная структура принятия решений, сложившаяся вокруг Владимира Путина и именуемая Политбюро 2.0, продолжает функционировать как самый влиятельный политический институт в России, говорится в опубликованном аналитическом отчете «Минченко консалтинг». Люди ближнего круга забирают себе все больше ресурсов, рынков и полномочий, пишут политологи.
Доклад, говорят его составители, основан на результатах неформальных экспертных интервью с более чем ста представителями российской элиты.
За два года, прошедших с момента публикации предыдущего доклада, основной состав Политбюро 2.0 почти не изменился: председатель – В. Путин, члены – Д. Медведев, С. Собянин, Ю. Ковальчук, С. Чемезов, С. Шойгу, А. Ротенберг и И. Сечин сохранили свои позиции. Новыми участниками группы стали Н. Патрушев и Г. Тимченко. Выбыл только В. Володин.
Возврат Геннадия Тимченко в Политбюро 2.0 связывают с ростом союзников в органах исполнительной власти и успехами его бизнес-проектов. «Считается, что Г. Тимченко удалось убедить В. Путина в том, что именно НОВАТЭК способен обеспечить успех проектов развития Севморпути, в т.ч. возможного морского транспортного коридора КНР-ЕС. Государственная поддержка, одобренная президентом, выражается в беспрецедентных налоговых льготах для НОВАТЭКа», — пишут авторы.
Вхождение Николая Патрушева объясняется тем, что, «с одной стороны, он стал ключевым переговорщиком на американском направлении, с другой – значимо усилил свое влияние на экономические процессы».
Падение Спикера Госдумы Вячеслава Володина вызвано снижением «влияния на политические партии и Общероссийский народный фронт» и потерями в его «региональной сети».
Основным методом поддержания стабильности государства остается разделение сфер неформального кураторства между членами Политбюро, которое включает в себя и членов Правительства. «Практически сложно назвать министра, так или иначе не аффилированного с кем-то из членов Политбюро 2.0», — пишут политологи.
В ожидании транзита власти на выборах 2024 года каждый член Политбюро 2.0 стремится контролировать как можно большую структуру, которая распоряжается большим объемом ресурсов. Они постоянно ведут экспансию в своей и смежных сферах, поглощая более мелких игроков, ставя под сомнение возможность доверять бизнесу вне контроля членов совета.
Так в банковской сфере неприкосновенными для проводимой чистки остаются только игроки, обслуживающие интересы Сечина, Ковальчуков, Ротенбергов и Чемезова.
Такая тактика привела к росту доли государства в структуре экономики до 70%, падению конкуренции и картелизации. Частный бизнес низведен до роли младших партнеров операторов госкапиталистических проектов.
Идея, скрывающаяся за этими действиями, очень простая – стать настолько большим, чтобы исключить возможность безболезненного расформирования, то есть передачи другому влиятельному члену правящей коалиции.