Политические мысли Горбачева

Михаил Горбачев

10 августа 1984 года было принято окончательное решение дать старт реформам Горбачева, о которых мы сегодня хотим поговорить подробно.

Как мне говорил один из ответственных сотрудников Международного отдела ЦК, пожелавший остаться неназванным, в этот день во время отдыха в Ставропольском крае, откуда был родом новоиспеченный Генеральный секретарь КПСС, группа партийных руководителей во главе с новым лидером приняла историческое решение о начале глубоких структурных изменений «в курсе партии».

В это время Михаил Сергеевич Горбачев уже уютно устроился в кремлевских апартаментах, и ему было надо выдать нагора давно муссируемый план коренных изменений в жизни советского общества. Решили, что на очередном пленуме в октябре 1985 года будет взят курс на новые цели.

Как хорошо, что огромной страной не руководят театральные режиссеры. Пьеса, появившаяся в те дни — «Соло для часов с боем» Освальда Заградника, поставленная во МХАТе Олегом Ефремовым для «стариков», рассказывала об уходящем поколении. Она знаменательна тем, что в очередной раз поднимает тему «Вишневого сада» — уходящей культуры и наступления новой эпохи.

Освальд Заградник написал эту пьесу «при царе Горохе», но её появление на сцене МХАТа неслучайно, поэтому в ней были задействованы 4 столпа русской театральной жизни: Алексей Грибов, Марк Прудкин, Михаил Яншин и Андровская. Им вторят молодые актёры Ирина Мирошниченко и Всеволод Абдулов.

На мой взгляд, за последние 40-50 лет это была самая блистательная пьеса по игре актёров, содержанию и духовному наполнению. «Попадание» пьесы в исторический момент было не менее сильно, чем «Вишневый сад», и появление её на сцене не замеченным (в отличие от постановки по Чехову).

Исторический перелом был связан с политическими воззрениями последнего идейного лидера СССР. У Горбачева, несмотря на шквал литературы и тонны исписанной бумаги, были идеологические воззрения и достаточно четкие.

Что хотел сделать Горбачев? Он хотел превратить СССР в процветающую Швецию. Не только и не столько в экономическом плане (более того, он знал, что это невозможно), но в политическом (демократические вольности, гласность, и тп.), для того чтобы на каком-то последующем этапе создались зачатки рыночных отношений товар-деньги-товар, которые позволили бы начать цивилизованную жизнь взамен полуголодной, которая была создана к его прибытию в Кремль.

В российской печати идет настойчивая дискуссия о том, что было благодатным для жителей в СССР. Жители якобы жили чуть ли не в раю. Спикеры в основном настаивают на том, что почти 100% того, что было хорошего при СССР утеряно безвозвратно. По этому поводу рождается волна ностальгии.

Возникает вопрос: почему, когда Горбачеву сообщили, что четверть бюджета страны уходит в песок, ему понадобилось что-то менять?

Мы это в шоке от исторических изысканий Ю. Жукова, Е. Спицына и других, которые усматривают в СССР рай для людей, забывая и про репрессии, и про тотальный дефицит.

Недавно я слушал лекцию Жукова, который говорил, что Сталин — замечательный руководитель, и все заговоры против него — от лукавого, он боролся с леваками, которые продолжали двигать идею мировой революции. Вождь же стремился всё сделать для страны, потушить огонь мировой революции и даже хотел изменить положение о том, что Париж, Берлин и Лондон должны быть советскими.

Замечательный менеджер хотел построить в СССР государство, где советским людям живется весело, хорошо и радостно.

Идейным был как раз не Сталин, а Горбачев. Мы — жители СССР, заложники идей Горбачева. Это был уникальный советский руководитель, у которого в голове были хоть какие-то идеи, потому что у остальных не было не то что идей, а даже чужие идеи ими всемерно заглушались.

Так называемая Преображенская революция — приход Ельцина к власти, ознаменовал собой следующий исторический перелом. Общество поверило новому лидеру, который раскрыл злобные замыслы коммуняк, чтобы окончательно задавить трудолюбивый и честный русский народ.

Между тем, идеи Михаила Горбачева сводились к трем простым постулатам:

  1. Отмыться от коммунистического прошлого
  2. Создать политическую платформу для экономических реформ
  3. Понимая, что политический класс — партаппарат, силой отодвинуть его от власти.

Никакой другой макроидеи искать не надо. Более того, в собственных произведениях Михаил Сергеевич пишет откровенно, что всегда был врагом коммунизма, никогда не понимал, что такое классовая борьба, и спал и видел как стать социал-демократом и построить свои политические планы в соответствии с планами социнтерна.

В последние годы Горбачев осуществил заветную мечту, возглавив объединение социал-демократических партий СНГ и подал заявку на вступление в социнтерн.

Я не вижу ничего плохого ни в социал-демократии, ни в марксизме. Я вижу его в том, что нельзя натянуть сову на глобус, помирить коня и трепетную лань.

Невозможно в условиях тоталитарного государства ввести сверху новую идеологию. Даже Константин Великий сделал христианство государственной религией на смертном одре, когда большая часть населения приобщилась к Вере.

Духовная жизнь ни в одном обществе не может быть регулируема одним человеком сверху по мановению волшебной палочки.

Мой коллега — профессор Мадридского университета, сказал мне, что историки — неблагодарная профессия. Их всегда будут звать клеветниками, что бы они ни написали. От них будут требовать документы, которых никогда нет. Историки говорят о прошлом в свободной манере, приводят факты и аргументы, но в жизни они не подтверждаются.

Об истории можно судить только современникам. Мы говорим об эпохе Горбачева как современники, хотя знаем, что все архивы будут открыты лишь 2042 году. Мы можем с полной ответственностью констатировать, что идеи Горбачева были идейно сформулированы в русле социал-демократии, но так же были оторваны от действительности, как он сам был оторван от жизни советских людей.

Он хотел всем нравиться, и этого добился. Но когда генсек ушел со своего поста, люди поняли: король-то голый, всё, что он постулировал, нельзя было реализовать, даже антиалкогольную кампанию. Его все послали куда подальше, а потребление алкоголя выросло в 100 раз.

Потребительская корзина оказалась самым слабым элементом перемен. Тогда партаппарат, почувствовав неладное, совершил сальто-мортале: сделал ставку на Ельцина. Экономика рухнула.

Вновь народившийся предпринимательский класс, зародившийся еще в недрах реформ, поддержал Преображенскую революцию, которая быстро дала свои результаты. Был запущен проект «Недра», который в научной литературе известен как проект поиска компромиссов с «Вашингтонским консенсусом».

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку