Впервые за 400 лет публика может взглянуть на Анну Клев такой, какой её впервые увидел Генрих VIII — роскошной, в красном бархате на ярко-синем фоне, с карими сияющими глазами, в вуале и головным уборе, украшенным драгоценными камнями. Эксперты Лувра очистили и отреставрировали портрет королевы Тюдоров кисти Ганса Гольбейна 1539 года, обнажив его яркие цвета и ранее скрытые детали.
Этот портрет — убедительный пример силы искусства: взглянув на работу Ганса Гольбейна Младшего король Тюдоров решил жениться на Анне.
Решение это, как известно, имело неприятные последствия: Генрих нашёл оригинал — девушку, прибывшую в Англию годом позже, не столь очаровательной.
«Она мне не нравится! Она мне не нравится!» — сказал Генрих после первой встречи с невестой. Тем не менее, они поженились (он в четвёртый раз, она в первый). Шесть месяцев спустя союз пары был расторгнут.
Портрет Гольбейна хранится в Лувре с момента открытия музея в 1793 году. Хотя ранее учёные изучали эту работу, обнаружив такие детали, как точечный рисунок на лифе Анны, недавняя реставрация и чистка первая профилактика такого масштаба в истории картины. Находки, обнаруженные исследователями, многое рассказывают о том, как художник работал.
«Это показывает, что Гольбейн действительно был одним из ведущих портретистов своей эпохи, — пишет искусствовед Адам Бусякевич. — Лицо, раскраска и детали просто потусторонние».
Автор биографической книги «Анна, герцогиня Клевская: любимая сестра короля» Хизер Р. Дарси так комментирует результаты реставрации: «Картина была тёмной, однако теперь зрители могут получить полное представление о том, насколько красочной была ранняя современная портретная живопись, не говоря уже о том, как прекрасно выглядела [Энн]».
Того же мнения придерживается и историк Оуэн Эммерсон, говоря: «Эта потрясающая работа позволяет нам увидеть, насколько яркой и красочной на самом деле могла быть середина 16-го века».
Гольбейн написал портрет Анны по поручению Генриха, когда тот искал новую жену. После смерти своей третьей жены, Джейн Сеймур в 1537 году король искал супругу за границей, отправив Гольбейна, своего придворного художника, запечатлеть своих потенциальных невест. Одна европейская дворянка, Кристина Датская, привлекла внимание Генриха, но она отказалась выходить замуж за монарха, который приказал казнить свою вторую жену — Анну Болейн. В ответ на предложение руки и сердца Генриха Кристина заметила: «Если бы у меня было две головы, одна была бы в распоряжении короля Англии».
Анна и её сестра Амалия стали альтернативными кандидатурами, предложенными верховным советником Томасом Кромвелем, который надеялся заключить союз с протестантским герцогством Клеве. Кромвель поспешил вознести хвалу Анне, сказав королю, что «каждый мужчина восхваляет красоту одной и той же леди как за лицо, так и за все тело».
Увидев портрет Анны работы Гольбейна, Генри согласился, восхищаясь миловидным кукольным личиком, смотревшим на него в ответ, со светлыми волосами, нежными глазами, ртом и подбородком и скромным, девичьим выражением.
Портреты Гольбейна славятся своим правдоподобием, но в случае с Анной художник, возможно, польстил своей натурщице. Когда Генрих впервые встретил Анну в январе 1540 года, он был потрясен, обнаружив, что она была высокой, ширококостной и с волевыми чертами лица. Хотя король пошёл на этот брак, чтобы сохранить политические отношения с Клевом и другими протестантскими королевствами, вскоре он нашёл способ расторгнуть союз, заявив, что он оставался незавершённым шесть месяцев.
После этого Генри смог жениться на своей жизнерадостной молодой любовнице Кэтрин Говард. Энн, тем временем, получила щедрое вознаграждение за свою уступчивость. Назначенная «любимой сестрой» короля, она регулярно появлялась при дворе, поддерживая дружбу с Генрихом вплоть до его смерти в 1547 году. Анна, в свою очередь, пережила остальных пять жён Генриха, умерев во время правления своей падчерицы Марии I в 1557 году.
«[Энн] действительно оттеснили в сторону бесцеремонным образом, но у неё была довольно хорошая жизнь, — говорит историк Джессика Сторощук. — Ей подарили несколько домов. Она много играла в азартные игры. Она ходила на охоту, [и] у неё была лучшая одежда и лучшая еда».