Последняя битва Испании и Португалии как напоминание о былом

Накануне окончательного формирования правительства Испании, информационная волна местной прессы возвращается к великому историческому прошлому страны, и население подводится к мысли о том, что Испания накануне нового взлёта истории — наподобие итогов битвы, положившей конец амбициям Португалии создать единое королевство на Пиренеях.

В России об этом ничего не знают, но даже среди образованных людей Испании эпизод, о котором мы сегодня рассказываем, малоизвестен. Между тем, битва при Торо — выдающееся событие не только в европейском мире (речь идёт о взаимоотношениях Испании с остальной Европой), но и в меж иберийской истории Нового времени.

Битва при Торо (местечко Пелеогонсало, провинция Самора, Испания) — последнее боевое столкновение между двумя тогда великими европейскими державами. По Тордесильясскому договору они делили не только Европу, но и весь мир пополам. Кроме того, победа над португальцами заложила основу для создания первой европейской регулярной армии в Испании, что в дальнейшем позволило региону вести регулярные войны.

Однако история, о которой мы вам рассказываем, была последним эпизодом крупного масштаба перед заключением исторического Тордесильясского договора, положившего в основание всего современного мироустройства главный фундаментальный камень — прекращение притязаний на мировое господство двух сверхдержав.

Предыстория знаменательного события 1 марта 1476 года, длившегося всего три часа, такова. Король Португалии Альфонс V женился на своей племяннице Хуане Бельтранеха (уже по прозвищу понятно то, что история намекает на её внебрачное происхождение и на то, что её отец был не королём, а грандом Испании Бельтраном де ла Куэва). Столкновение между двумя монархами — Альфонсом V и Фернандом Арагоном, мужем Изабеллы Кастильской, формально происходило по причине неопределённости в правообладании кастильским троном (король защищал честь своей супруги).

Но ослабленный в результате непрекращающихся боевых действий, которые вели католические короли против королевства Наварры и Гранады (последнего оплота мусульман на Пиренеях), союз Арагона и Кастилии был сильно обескровлен, что это дало основание португальскому монарху полагать, что он быстро одолеет арагоно-кастильские войска и, дойдя до Бургоса и соединившись с большими силыми французов, победит противника.

Забегая вперёд, хочу сказать, то этим планам португальцев не суждено было сбыться. И дело не в том, что португальские войска были менее многочисленными или хуже оснащены, чем испанцы. А дело в том, что практически никто за пределами Португалии не поддержал притязания Хуаны Бельтранехи на кастильский престол.

Даже попытки архиепископа Каррильо примирить стороны и призывы католической церкви поддержать легитимность Альфонса V не возымели должного действия. Многочисленные португальские войска общим количеством 20’000 пехотинцев и 5’000 всадников, направляясь к Бургасу — главному оплоту противника — на каждом шагу испытывали трудности. Их везде ждали войска противника, и изматывающие арьергардные бои обескровили португальские части. Другого пути, как вернуться в Португалию к населённому пункту Торо, им не оставалось.

Здесь произошла битва, в которой погибло 400 испанцев и 900 португальцев. Португальские войска понесли серьёзные потери и были сильно деморализованы.

Это было последнее крупное боевое столкновение между двумя соперничающими на Пиренейском полуострове державами, которое положило начало эпохе длительного сосуществования и взаимодействия двух крупных колониальных империй.

Тезис некоторых историков о том, что две пиренейские страны прожили всю свою историю не лицом к лицу, а обращаясь друг к другу спинами — образ не совсем верный. Посудите сами. Битва при Торо — это последнее боевое столкновение в Новой истории двух стран. После этого Испания, как утверждает великий испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет в своём нетленном произведении «Бесхребетная Испания», смогла в кратчайшие сроки создать огромную империю, которая была в силе сделать марш бросок не только по всей Европе, но и по всей планете. Ведь именно в бытность Католических королей был снаряжен поход во главе с Христофором Колумбом, положивший начало испанской колонизации всего Западного полушария.

Не будем забывать о том, что в своём письме австро-венгерскому императору Фердинанд пишет, что благодаря ему создана великая сверхдержава, но он всё работает, работает, работает… Напомню, что в первые 50 лет после открытия Колумбом островов в Карибском море испанцами была колонизирована не только Латинская Америка и её центральная часть, но и вся Северная Америка до реки Миссисипи — а это большая часть современных США.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что последнее боевое столкновение Португалии и Испании дало возможность последней сосредоточиться на своих внешнеполитических задачах, которые были успешно решены в беспрецедентно малые исторические сроки. Как отмечают историки, кроме названного случая известен лишь только один подобный исторический факт — это скорое образование советской империи в период с 1922 по 1946 годы. В Новое время других случаев история не знала.

Поделиться с друзьями
Subscription