25 марта 2024 года Театр им. Е. Вахтангова продемонстрировал прессе новый спектакль под названием «Повести Пушкина». Работа Анатолия Шульева отдаёт дань уважения поэту в 225-летие его рождения и показывает новый путь театра, которым он пойдёт под руководством своего главного режиссера.
Известно, как трепетно недавно покинувший нас Римас Туминас чтил память А.С. Пушкина, как тонко ставил его произведения на сцене театра, как глубоко исследовал их.
Пожалуй, изображение эпохи декабристов в глазах современного московского зрителя неотделимо от его блистательных постановок — в том числе, «Евгения Онегина» и последнего спектакля «Война и мир». Влияние их чувствуется и в премьере Анатолия Шульева, который узнаваемыми, создающими ритм плавными передвижениями девушек в свободных платьях, подчёркнутой ролью музыкального сопровождения продолжает поддерживать сформировашийся и отточенный вахтанговский стиль.
Преемственность чувствуется, хотя на сцене мало привычных нам по постановкам бывшего худрука актёров; она не может исчезнуть там, где работает прежняя блистательная команда, но новый режиссер всё увереннее вносит в театр свой авторский стиль. Поворот в художественной политике начался, «вахтанговцы» неминуемо будут меняться, идти в ногу со временем.
Если Римас Туминас ставил акцент на вневременном, наднациональном и христианском в пушкинских произведениях — извлекал дух гениального русского поэта, то Анатолий Шульев исследует в первую очередь его национальные размышления. По какой-то причине, актёры у него даже не совершают крёстное знамение, но скорее намечают его торопливыми движениями рук. Во всём остальном мы видим выверенные и эффектные картины дворянско-крестьянского быта.
Выбор «Повѣстей покойнаго Ивана Петровича Бѣлкина» Анатолием Шульевым для постановки представляется осознанным. Первое пушкинское прозаическое творение содержит массу размышлений по особому русскому пути, которые будоражат сегодня умы зрителей. Актёры уместно дополняют прозу бессмертными стихами поэта, и всё это вместе выражает непреходящий особый русский колорит.
Шульеву удаётся с особым уважением передать зрителю своё благоговение перед пушкинским произведением. Он бережно доносит до нас авторскую мысль, восхищается изображением русской природы, изучает вслед за Пушкиным роль его величества случая, которым руководит высшая сила, в жизни людей и магию любви.
Режиссер также передаёт нам ту подчёркнутую остроумную простоту формы, с которой были написаны повести. Под кажущейся банальностью сельских историй, за которую упрекали А.С. Пушкина, едва его не подписанное произведение увидело свет, раскрываются русская душевность и глубина.