Накануне рождественских праздников, которые отмечает весь цивилизованный мир как торжества Добра над Злом, Светлого над Тёмным, Господа над Сатаной, Справедливости над несправедливостью, мы услышали слова правды из уст главного вершителя судеб — гаранта Конституции и права. Невольно мы говорим сегодня об очень важном принципе нашей жизни — принципе следования своей совести.
В Рождество (желательно, и круглый год) мы должны быть погружены в главную мысль своего человеческого существования: ради чего мы пришли на эту бренную Землю. Совершать зло или творить добро?
Неужели вы думаете, что 10 миллионов чиновников, из которых 15 тысяч чиновников группы «А», не знают, что такое справедливость и что такое зло? Конечно, знают. Но всегда ли они этому следуют?
В РБК недавно был приведён тезис Верховного правителя о том, как он определяет, «что хорошо, а что плохо».
Я уже неоднократно писал в своих выступлениях о том, что декабрьское выступление Патриарха Тихона 1918 года я бы сделал текстом Конституции России. Там ёмко и чётко сказано, на каких нравственных и гуманитарных принципах должна строиться жизнь в любом обществе: как цивилизованном, так и ином.
В выступлении В. Путина меня, как и коллег, удивило введение нового термина, у которого отсутствует правовая и субстантивная содержательная часть. Говоря о правонарушениях, президент сказал то, что ещё предстоит осмыслить не только юристам-правоведам, но и здравомыслящим людям нашей страны вообще: «Порядочный-непорядочный человек».
Как справедливо отмечает корреспондент, есть люди, которые могут быть непорядочными, и по этой причине подлежат осуждению (или юридическому преследованию,) В ряде случае они потому подвергаются заключению под стражу, а далее… по списку.
По всей видимости, речь шла о каких-то правонарушениях, связанных с иными, нежели у чиновников высокого ранга, представлениями о совести и общественном поведении.
«Порядочный — непорядочный» — это не только неправовая категория, но нечто такое, что отдаёт эпохой, скажем, Николая I, когда тот ничтоже сумняшеся отправил под домашний арест и объявил сумасшедшим выдающегося философа, правозащитника, патриота и друга Пушкина П. Чаадаева.
Создаётся впечатление, что власти прямо и откровенно, не стесняясь, объявляют тех, кто имеет иное мнение, врагами. Получается, что те, которые имеют противоположное или просто не совпадающее с их мнение о том или ином общественном явлении, становятся врагом государства.
Неужели вы не поняли, что нельзя (запрещено) иметь иное, не просто своё — но иное мнение? Если ваше мнение не совпадает с основным, то при этом вы — криминал, где негде клейма ставить, если совпадает — то всё в порядке, вы в фаворе. Взять того же Реджепа Тайипа Эрдогана. О нём первое лицо государства говорит следующее: он порядочный человек, он своё слово держит.