Многие россияне знают историю вокруг «Синодика опальных» Ивана Грозного. Его после 37 лет правления на Руси составил зверь и убийца; он также носил власяницу и делал множественные пожертвования церкви, пытаясь обеспечить себе краткое пребывание в Чистилище, чтобы затем (как он верил) отправиться в рай. Кровожадный тиран сжил со свету большинство из своих шести жен и загубил цвет нации — лучших русских людей, не достав лишь одного — друга детства Андрея Курбского.
Синодик — перечень людей для поминовения их душ, представляет собой историческое произведение, в котором собраны имена убитых, замученных и истерзанных лично или по велению первого русского царя людей, которых он вспомнил. Тех, кого он не вспомнил, Иван Грозный обозначил следующей фразой: «Великий Господи, спаси всех, кого я не могу вспомнить и занести в сей синодик — ты их знаешь».
Документ содержит тысячи имён — надо отдать должное блестящей памяти замечательного правителя России. Мы не знаем, скольких он лично загубил и кто ушёл из его памяти, но по велению своей совести, царь всё же стремился занести их имена в этот документ, хранящийся в Историческом музее.
Синодик — уникальный материал, о котором мы считаем нужным поговорить именно в День России — праздник сбережения российской нации.
На Западе были такие «шалуны», как крещёный еврей Томас Торквемада, «молот еретиков» и губитель своего же народа. Были и другие, которых можно поставить в один ряд с Иваном Грозным.
Правление царя можно разделить на две равные части: 1) Когда он истязал, мучил и зверски убивал людей (варил в масле, снимал кожу с живых людей, заставлял опричников насиловать матерей на глазах детей, терзал медведями и собаками детей и женщин, проводил массовое потопление живых невинных людей в реках и водоёмах на глазах у толпы); 2) Когда после зверств и истребления народа он каялся.
Почему Иван Грозный каялся? Не потому ли, что боялся гореть в Вечном огне? Не потому ли, что он был верующим человеком? Можно себе представить, что есть правители, которые могут быть ещё и неверующими, которые в здравом уме отправляют себя и своих потомков в ад.
В День России хочется ещё раз поставить вопрос о гуманизации власти. Гуманизировать народ не надо — он и так гуманизирован в силу тех тяжких условий, в которые он поставлен борцами против угнетателей за счастье угнетённых. А вот власть не только следует, а должно гуманизировать.
Держу в руках замечательный труд одного из директоров одного из некогда уважаемых академических институтов — советского Rand corporation. Работа посвящена наиважнейшему вопросу: социально-экономической модели современного российского государства. Так и хочется сказать: гора родила мышь. Всё, что написано в многостраничном труде, никакого отношения к России не имеет.
Это красивая сказка ни о чем, но труд интересен тем, что здесь собраны все мыслимые и немыслимые взгляды и подходы, содержащиеся в мировом опыте изучения и продвижения социально-экономических моделей.
В России нет ни плохой, ни хорошей социально-экономической модели, она отсутствует. Если в советский период была плохая, отвратительная социально-экономическая модель, античеловеческая и неэффективная, то в современном российском государстве её нет по причине того, что нет концепции такой модели. Отсюда и проистекает постоянная смена декораций то в одном сегменте социально-экономической модели (пенсионной сфере), то в другом (определение шкалы заработной платы), то в третьем (уровень и качество жизни), то постоянная чехарда с МРОТ, то откровенное мошенничество с обносом населения в связи с постоянно меняющимися правилами выплат банками удержаний у населения средств на протяжении последних почти 100 лет.
Последний перл властей — заявление о том, что будут выработаны специальные условия для выплат тех удержаний, которые были сделаны со времён «павловской реформы». Ещё один эпизод, мимо которого нельзя пройти: будут оприходованы все садово-огороднические участки на предмет их изъятия у населения (12 миллионов человек) в результате работы комиссии, назначенной правительством по садово-огородническим участкам.
Смысл концепции нынешнего государства в отношении социально-экономической сферы — найти способы, чтобы помимо изъятых $9 триллионов у населения, ещё хотя бы столько же взять из не оприходованных ещё сфер. И это надо сделать как можно скорее, до 2024 года, чтобы можно было спокойно уйти на покой с хорошим заработком, уехав на какие-то острова, предположительно, в Карибском бассейне или на подветренные острова в Тихом океане.
Раздаются голоса: но ведь нет же ни одного правительства на Земле, которое было бы до конца гуманизировано и обращалось с населением как с близкими родственниками? Но такие страны есть и их много! Если говорить точно, то есть как минимум три государства, на которые я обратил бы внимание российской правящей элиты, с которых можно было бы взять пример. Это Ватикан во главе с Папой Римским, Афонская Республика и государство во главе с Далай-Ламой, который хоть и находится в изгнании в Индии, но руководит своим государством в Тибете.
Трудно переломить себя и свои взгляды, их как минимум надо иметь христианскими. Если отец-основатель нынешнего государства — бывший член Политбюро и духовный преемник советской власти, однажды проснувшись почувствовал угрызения совести наподобие кающегося Ивана Грозного, он должен был бы передать свои обновлённые взгляды и подходы преемнику.
В настоящее время готовится открытие дома Ельцина — первого президента РФ. Меня распирает от любопытства посетить это просветительское учреждение и посмотреть, узнать, как такое надо было придумать — выбрать модель Милтона Фридмана и Чикагской школы из всего сонма моделей социально-экономического устройства России в условиях выхода её из советской командно-административной системы.
Почему при нищем и многократно ограбленном населении был выбран именно этот путь, а не какой другой — вот интересный момент, потому что как в России, так и на Западе существовали и предлагались различные модели для Новой России. Более того, многие из этих моделей были успешно применены в сходных странах — например, в государствах Восточной Европы.
Младодемократы были движимы самыми нравственными и высокими устремлениями — они стали мучениками за веру, и благодаря им мы сегодня вспоминаем синодик Ивана Грозного и имеем рефлексию на эту тему после 30 лет существования Новой России, превратившейся в страну не для всех россиян.