Пример Венского конгресса

Талейран

Сегодня как никогда мир нуждается в новой системе международных отношений — новом мировом порядке. Из четырех систем международных отношений (Вестфальская, Венская, Версальско-Вашингтонская и Ялтинско-Потсдамская) особого внимания заслуживает Венская Это объясняется не только тем, что конгресс в Вене был самым продолжительным из подобных за всю историю (он длился почти год, с 18 сентября 1814 года по 9 июня 1815 года), а тем, что его итоги — пример самого прочного из возможных основ мирового порядка.

18 сентября исполняется 210 лет со дня начала Венского конгресса. На нём присутствовали два короля, четыре императора, более двадцати великих князей и герцогов — в общей сложности, 270 владетельных особ со всего мира, перекроивших после наполеоновскую карту Европы. Они обеспечили спокойное развитие своих стран на продолжительный срок.

Один из основных голосов здесь звучал со стороны России — главной победительницы Наполеона.

Мировой порядок — понятие не абстрактное, а конкретное, оно позволяет государствам участвовать в мировом концерте. Принцип легитимности, введённый Шарлем Талейраном, продолжает существовать до сих пор и признаётся подавляющим большинством стран мира. Под «легитимностью» дипломат подразумевал формулу, позволяющую признать Францию равной державой и тем самым преодолеть ее статус проигравшей в войне стороны.

Впервые понятие «Европейского концерта» — свод норм и законов, итогов Венского конгресса, был введён тем же Талейраном, возглавившим французскую делегацию на Венском конгрессе. Из предназначенной ему  роли младшего партнёра и изгоя, хитрый француз сумел сделать конгресс своей лебединой песней, дипломатическим шедевром во всех смыслах, от собственно дипломатического до политико-правового.

Череда светских раутов, балов и прочих развлечений, из которых особенно выделялись десерты, создавала видимость праздника жизни. Казалось, что дело не движется, «Конгресс танцует, но он не движется вперед» — настолько неощутимым для окружающих был переговорный процесс.

Но благодаря искусству царедворца Талейран оказался одним из трёх человек, который наряду с Александром Первым и Меттернихом заправлял в кулуарах. Он добился не только кратного увеличения личного состояния, но и ловко переделал границы в Европе.

Не только участники конгресса, но и правители этих стран до сих пор не понимают, как искусно можно сделать так, что пройдя между Сциллой и Харибдой он сумел не задеть никаких невралгических узлов и высокого достоинства, создав видимость того, что границы до наполеоновского периода были восстановлены.

Нидерланды из значительной европейской державы на время превратились в одну из мировых сверхдержав благодаря тому, что австрийские Нидерланды были присоединены к основной территории. Сделано это было за счет пополнения личной казны Талейрана, и Нидерланды до сих пор благодарны Франции за такое внимательное отношение страны к её судьбе.

Венский конгресс — жемчужина в истории дипломатии, искусство игры с козырями и без козырей, в скрытой дипломатической игре между ведущими дипломатами.

Как можно было решать сложнейшие мировые задачи в тени балов, кофеен, концертов и роскоши салонов, при этом не проронив ни одного бранного слова ни в чей адрес, и самым полюбовным образом решив насущные животрепещущие вопросы после 20 лет непрестанных войн и убийств?

Территория Франции была возвращена к границам 1792 года по Первому Парижскому миру, добившись возвращение от Великобритании различных заморских территорий и Корсики. Так решила комиссия, где географы, экономисты и статистики детально оценили соответствующую «территориальную стоимость», которая основывалась на размерах оставленной территории, количестве ее жителей и будущей рентабельности.

Убедить в этом страны с противоречащими интересами оказалось не сложно — каждому хотелось удовлетворить претензии и концессиями компенсировать полученный урон.

Завершить переговоры помог… Наполеон, который в марте 1815 года вернулся во Францию и заставил Великобританию, Австрию, Россию и Пруссию снова сформировать против него коалицию, вспомнив о том, что главный фактор процветания — это прочный мир в Европе.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку