Арифметика — упрямая вещь. По данным основателя сервиса Superjob Алексея Захарова, в России сегодня около 10 миллионов безработных, хотя на учёте в центрах занятости и стоят немногим более 2.2 миллионов человек. Даже по официальным данным, к концу года в стране ожидается не менее 12.5 миллиона безработных россиян, которым нечем будет кормить свои семьи. Приезжающие в Россию мигранты (в первую очередь, это выходцы из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии) занимают около 11 миллионов рабочих мест. В ситуации, когда у граждан России нет работы, назрело давно ожидаемое решение — создать приоритет при приёме на работу своим.
Как сообщают «Известия«, в высоких кабинетах администрации президента и Минтруда всерьёз задумались о том, чтобы решить вопрос с безработицей россиян за счёт ограничения найма на работу мигрантов. Вот только естественная защита отечественного рынка труда вызывает дискуссию относительно тех инструментов, на которых она будет выстраиваться.
Во-первых, может быть введён приоритет для россиян при приёме на работу. Такое решение «Известиям», например, предложила доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ РЭУ им. Г.В. Плеханова Фарида Мирзабалаева. Оно потребует от работодателя доказать, что на определённую специальность не могут быть подобраны россияне (например, они отказываются работать на предложенных условиях). Идея логичная, она рассматривается как один из вариантов, но для введения приоритета для россиян при трудоустройстве предстоит ещё разработать инструментарий и согласовать его с бизнесом.
Во-вторых, могут быть установлены квоты для мигрантов для разных отраслей экономики. Там же, где они существуют, они могут быть пересмотрены или обнулены. Например, в строительстве на данный момент могут работать до 80% иностранцев, в сельском хозяйстве — до половины. Здесь также есть немало сложностей, связанных не только с разработкой инструментария, но и с тем, что выданные на этот год квоты уже получили оформление в виде трудовых договоров, как минимум до истечения которых мигрант сохранит свою работу и разрешение на неё.
В-третьих, есть и «японский путь», о котором говорят реже. Это требование для работодателя платить иностранцу не меньше, а больше, чем своим соотечественникам. На иных условиях бизнесмен попросту не может его нанять. Такой путь гарантирует отсутствие экономических стимулов для приёма мигранта на работу и проявляет заботу о самом мигранте, который не используется ради дешевизны и получает достойные условия труда.
Наше издание предложило бы использовать именно такой, третий путь для освобождения рабочих мест для россиян, который способен гарантировать инновационное развитие экономике, решение проблем миграции и рост благосостояния народа. Высококвалифицированные специалисты из-за границы не создадут проблем обществу и экономике, именно на них и следует сделать акцент в эти непростые времена.
Но любое решение потребует времени, и вряд ли вступит в силу ранее 2021 года. До этого момента 11 миллионов мигрантов будут по-прежнему занимать рабочие места вместо потерявших работу россиян.