Вчера на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры президент России поручил усилить борьбу с коррупцией и активнее работать по возврату выведенных за рубеж средств. Это действительно необходимо, ведь нынешними темпами возврат денег от незаконных коррупционных сделок может занять буквально 1000 лет.
«Серьёзное внимание следует уделить борьбе с коррупцией, прежде всего в таких сферах, как размещение и реализация гражданских и оборонных заказов, а также предоставление госуслуг, использование муниципального и государственного имущества», – сказал В. Путин. Глава государства напомнил ведомству о необходимости «выявлять несоответствие расходов муниципальных и госслужащих их доходам».
Выступая после Путина, Генеральный прокурор Игорь Краснов рапортовал о проделанной работе так: «В прошедшем году с учётом поставленных Президентом России задач продолжена наступательная работа по противодействию коррупции. Прокурорами вскрыта четверть миллиона нарушений антикоррупционного законодательства, в том числе 90 тысяч фактов несоблюдения государственными служащими установленных запретов и ограничений».
Звучит основательно, не так ли? Но проблема в том, что вскрыты нарушения — не значит, что виновные наказаны и тем более, что деньги будут возвращены в казну. Из слов Краснова следует, что по результатам мониторинга нарушений «к дисциплинарной ответственности привлечены 35 тысяч чиновников, 507 уволены по причине утраты доверия». Можно сказать, пожурили.
А с возвратом денег ещё интереснее. С целью возмещения коррупционного ущерба «прокурорами предъявлено исков на сумму более 84 млрд. рублей», в том числе 74 млрд. рублей из них касается решений о конфискации имущества должностных лиц, которые не смогли подтвердить законность его приобретения. И не все эти десятки миллиардов в реальности поступили в казну, что-то так и осталось на бумаге.
Обращаясь к руководящему составу ведомства, Краснов многозначительно добавил: «Вместе с тем при оценке деятельности нижестоящих прокуроров вы должны исходить из реального возмещения причинённого вреда, добиваться исполнения каждого судебного решения и поступления в бюджет взыскиваемых денежных средств».
Слушая все эти цифры с девятью и десятью нулями, невольно задаешься вопросами: «Много это или мало? Сколько неправедно нажитых денег выведено за рубеж?». Ответ мы находим в научном исследовании кембриджских учёных «От советов к олигархам: неравенство и собственность в России, 1905-2016», в котором объем грязных денег, скрытых за границей, оценивается в $1 трлн.
Иными словами, даже «бумажные» рапортуемые успехи составляют всего 0.1% от того, что спрятано за пограничными столбами.
И это борьба с коррупцией?