«Всемирный день по борьбе с международной работорговлей и противодействию насильственному трансатлантическому обмену живыми людьми», — такое угрожающее название имеет памятная дата, которая отмечается ООН 25 марта.
Этот день возник не с потолка и имеет прямое отношение к России. Не будем забывать, что рабство в стране, в которой мы живём, официально отменено только в 1861 году. Так называемое крепостничество — крепостная зависимость, введённая окончательно и бесповоротно при Алексее Михайловиче Тишайшем, было ликвидировано лишь 200 лет спустя при Александре Втором. Тем не менее, с этого момента никакой отмены рабства не произошло — оно лишь видоизменялось.
Сразу хочу сказать, что крепостная зависимость для России, будучи в целом великим злом, представляла собой сложную и неоднородную систему. На всей российской территории были три зоны, где оно действовало в разных статусах.
На большей части европейской территории, кроме западных губерний и Прибалтики, рабство было очаговым, но в ряде областей, например, в Курляндской губернии, крепостное право отменили ещё при Александре Первом. Его не было на Кавказе и в большей части Закавказья.
На тех территориях, которые подлежали крепостному праву, было пять категорий крепостных крестьян: основные — монастырские и государственные крестьяне, находились в самых страшных условиях, так как их могли перебрасывать с земли на заводы, под которыми могли подразумеваться в том числе и рудники, оплатой за работу на которых были только скудные продукты питания и где общение с другими членами семьи ограничивалось.
Следующая позиция жуткая форма рабства — это военные поселения, которые просуществовали вплоть до революции 1917 года. Режим здесь варьировался от каторжного до состояния вольных пахарей. К первым относился ряд военных поселений в Оренбуржье, к последним — поселение военных казаков в волостях, прилегающих к землям Войска Донского, Кубани, Ставрополья и Запорожья.
Интересно то, что вскоре после отмены крепостного права (см. высказывания Фирса в пьесе Чехова «Вишневый сад») бедствием крестьянства была новая форма рабства — отчуждение их от земли посредством непомерных налогов и прочих финансовых злоупотреблений со стороны властей. В произведении народника Степняк-Кравчинского «Россия под властью царей» это ярко изложено.
Если учесть, что в социально-классовом отношении Россия была страной крестьян, то до 1917 года большинство населения России было рабами, у которых не было не только паспортов и каких-либо прав и возможностей, но даже собственного имени. Фамилию им давал хозяин — помещик, а то и хозяин рудника, начальник военного поселения и так далее.
Противники теории рабовладельчества в России, в основном из стана неомарксистов, утверждают, что так как Россия — великое географическое образование, рабовладельчество здесь имело конкретный географический характер и смысл, в то время как за Уралом (Западная, Восточная Сибирь, Дальний Восток, а тем более в китайских владениях вокруг КВЖД.ю таких как Харбин и Порт-Артур) крестьяне не имели этого ненужного властям статуса.
Русская армия также состояла в основном из крестьян. Рекрутированные, за исключением матросов первого и второго разряда (и то только после 1905 года), не подлежали обязательному возврату к помещикам, но не имели право выбора места жительства и работы — ими и их детьми занимались армейские чины.
Что происходило с населением, которое не переставало быть в основном крестьянским, после октября 1917 года, Люди остались бесправными, так как право на свободный выбор давала только частная собственность на землю. А её по-прежнему как не было, так и нет.
В течение трёх десятилетий крестьянские массы были подвергнуты гонениям согласно лекалам и планам народников и большевиков, которые их и не скрывали. У того же Степняка-Кравчинского или Достоевского это подробно написано.
Надо чётко понимать, что крестьянство в России имело абсолютно одинаковый статус как до, так и после революции. Этот статус сопоставим с отношениям к чёрным рабам из Африки, насильственно переселенным в колонии Британии в Западном полушарии. Право иметь паспорт и свободно передвигаться по территории страны (за границу не мог ездить практически никто) крестьяне получали лишь в 1956 году при Хрущеве. Но умерщвление плоти и духа крестьянства в особо крупных масштабах продолжалось в весь советский период, от Ленина до Горбачева включительно.
Идеи зоологического эгалитаризма и унижения личности превосходили все мыслимые пределы, изобретённые при царизме в период пребывания Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, Андропова и Горбачева у власти и были перенесены на многострадальные просторы Китая, Камбоджи, Афганистана и ещё 24 стран мира, которые до сих пор вспоминают большевиков как главных теоретиков современного рабства, лукаво притрушенного примитивными идеологемами эпохи Вольтера и Дидро.
В современной России виды рабства, на мой взгляд, также принципиально не изменились, но методом закрепощения является денежный ценз. 80% населения, говоря современным экономическим языком, живёт на уровне китайских кули, переселяемых британскими работорговцами-перекупщиками из Китая в Западное полушарие и на острова Багамской гряды в Тихом океане. Бюджетники — это те же рабы-крестьяне до 1917 года, у которых не только нет права на выбор профессии по душе, на достойную охрану здоровья, на свободное воспитание детей и свободное волеизъявление. Но, в отличие от крестьян до 1917 года, они потеряли и надежду на освобождение. Что с того, что было сказано, что рабство где-то там за бугром, а у нас — реальный рай на земле?
Вот почему Международный день борьбы с рабством так высоко ценится в России, но при этом о нём так мало говорят. Потому что не дай Бог у населения могут возникнуть такие ненужные аллюзии на тот рай, который сформировался на территории России благодаря кремлевским мечтателям, следующих известной формуле: «Жить стало лучше, жить стало веселей».