Я прекрасно помню «битву титанов» вокруг текста конституции Испании 1978 года, поскольку был непосредственным участником всего колоссального процесса, вошедшего в историю под названием «конституционный процесс».
Моё участие в подготовке этого текста сводилась к тому, что я ряду авторов текста предоставлял «нужный материал», в частности, из недавней и давней российской и советской истории.
Замечу, что «добавления» только к одной статье конституции, которую готовил один католический священник каталонского происхождения для Рока-и-Хуниэнта, составляли в общей сложности 16 томов.
Я не преувеличиваю своё место в истории, но и не преуменьшаю место истории в своей жизни.
Обнародование Конституции означало кульминацию так называемого перехода к демократии, который произошел в Испании после смерти 20 ноября 1975 года диктатора Франсиско Франко
Борьба за текст конституции, в ходе которой было пролито много крови — ничто по сравнению с борьбой вокруг самого факта его написания, заложенных в законе политических статей.
Сегодня, как никогда, и не только в Испании, но и по всему миру огненным всполохом встаёт дискуссия вокруг: а) легитимности конституции 1978 года, б) её актуальности. В результате Испания практически разделена на две равные части: сторонников нынешней конституции и сторонников конституции 1931 года (республиканской).
Борьба идёт не на жизнь, а на смерть. Митинги, манифестации, шествия. выступления в парламенте и печати, на телевидении… Народ бурлит, народ недоволен.
Тезис о том, что народ всегда недоволен, несостоятелен. Обратите внимание на то, что в Европе в некоторых странах нет конституции вообще (например, в Великобритании или Швеции), но народ там доволен и не устраивает ни манифестаций, ни выступлений. Здесь нет никакой турбулентности. В то же время в странах, где есть конституции, трепещут: вокруг конституций идёт борьба, где народ выражает своё «фе».
Где же справедливость, правда истории? Она всегда есть. Тайна этого вопроса состоит в том, что тайны никакой нет. А что же есть? Баланс социальных сил, который мы со времён древних греков и римлян именуем «консенсусом».
Напомню, что ещё со времен Перикла баланс в обществе определялся здравомыслием. Обратите внимание, не целесообразностью, которую каждый трактует как заблагорассудится, а здравомыслием. За этим словом скрывается кровь.
Надо ли проливать океан крови, который всё равно ничего не даст, так как история спиралевидна? А, может быть, просто угомониться и удовлетвориться тем, что есть? Тем более, что всё не так уж плохо!
Надо наконец поставить точку, а не многоточие в этой дискуссии. Предположим, мы в Испании вернём конституцию 1931 года, а дальше… тишина.