В 90-летий юбилей прибытия испанских детей в СССР в полный рост встаёт проблема иностранцев-россиян, проживающих, трудящихся и иногда кладущих свою жизнь на алтарь нового отечества. Страна, где министр иностранных дел наполовину армянин, министр обороны — тувинец, а мэр Москвы имеет происхождение от жителей тундры национальная политика — вопрос не только первостепенной важности, но коренной и осевой.
Не будем забывать о том, что национальный вопрос был одним из основополагающих накануне русской революции и именно он вспыхнул с новой силой, подтолкнув развал СССР.
В одной столице проживает почти 200 национальностей. Самая крупная национальная диаспора — татары (3 миллиона человек), на втором месте — азербайджанцы, на третьем — украинцы, и только на четвёртом месте и далее все остальные.
Если прочитать документ, изданный мэрией в преддверии выборов (я имею в виду брошюру «Вместе создаём лучший город Земли»), диву даёшься, как самой значительной для жизни и бытования проблеме мало уделяется внимания. Нет ни одной строчки, посвященной жизни, культурному общению и социально-экономическому положению диаспор.
Вспоминается, что на страницах документа приведены такие данные, от которых голова может пойти кругом. Самая совершенная медицина, самая совершенная экология, самое совершенное решение жилищной проблемы, самое совершенное решение проблем стариков, инвалидов и неимущих и далее по списку…
Возникает вопрос: кто авторы этого документа? Инопланетяне? Ни один факт реальной жизнью не подтверждается. Одни разделы, не говоря об их содержании, ничто иное как отвлечённая материя. Ничто не касается конкретной, земной жизни жителей Москвы.
Все «успехи» — это показуха для того чтобы «подбить бабки» под общемировые показатели. Для чего это делается? Если для туристов-иностранцев, то они не читают по-русски и эти вирши им по барабану. Если это пишется для жителей Москвы — то кроме оторопи писанина никакого иного чувства не вызывает.
На особом месте стоит «национальный вопрос» для жителей Москвы. Почему в многостраничном документе не затрагивается жизнь национальных диаспор и межнациональные отношения? Они что, тоже совершенны? Или здесь попросту нечем похвалиться?
Изо дня в день центральные российские и мировые СМИ то сообщают о высылке 200 иностранцев за участие в массовых драках, то в Москве и других крупных городах арестовывают 31 террориста из наиболее радикальных вакхабитских исламских группировок…
Я лично много раз обращался к главе руководства Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН), чтобы он меня принял, выслушал и отрегулировал ряд типичных проблем, связанных с проживанием испанцев (и не только их) в России и в Москве, в частности. Несмотря на то, что я имею не только право, но и обязанность информировать главу ведомства и требовать разрешения социальных, социально-экономических, культурных, этнорелигиозных проблем в жизни испанцев и их потомков на российской земле, обратной связи не последовало.
Почему же так лихо руководители, призванные заниматься таким важным вопросом, как национальный, позволяют загонять болезнь внутрь, чётко представляя себе всю значимость поставленной проблемы?
Ещё несколько лет тому назад существовало министерство по делам национальностей. В силу определённых веяний, министерство превратилось в агентство по делам национальностей. Как сообщил мне один из сотрудников вновь созданной организации, изменение названия носит сакраментальный, внутриполитический и правовой смысл: власти не хотят придавать национальному вопросу характер федерального значения.
Нынешняя власть — производная от советской и большевистской власти, и этого не отрицает. Но если это так, давайте вспомним, благодаря чему произошёл взлёт и занятие ключевой позиции в большевистском руководстве фигуры Сталина. Этот выходец из организации Месами Даси, занимавшейся «эксами», написав (или не написав) известную работу «Марксизм и национальный вопрос», был замечен лидером большевиков Лениным, который немедленно ввёл его в руководство РСДРП.
В Петербурге в октябре 1917 года было два центра по управлению восстанием: один в Петросовете, который возглавлял Троцкий, второй (в Смольном) руководился Сталиным.
Знал ли Сталин иностранные языки, не знал ли их, но его работа «Марсксизм и национальный вопрос» — пожалуй, единственная серьёзная работа из его собрания сочинений. Эта работа имеет наукообразный характер, в ней изложены довольно серьёзные и точные формулировки относительно национальных отношений, сложившихся накануне революции. Текст изобилует ссылками на многие языки, включая немецкий, французский, английский. По этой причине исследователи указывают на иное авторство документа, приписывая его Николаю Бухарину, который владел этими языками, в отличие от Сталина.
По причине национальной принадлежности (Сталин был грузином или осетином, так как «джуга» — счастье по-осетински) он лучше подходил на роль «главного по тарелочкам» в национальном вопросе. До этого он был замечен боевой организацией большевиков, возглавляемой Красиным, так как накануне революции был главным поставщиком ликвидности для партийной кассы.
Национальный вопрос не теряет своей актуальности в современной России и Москве, в частности, политический флёр которой хоть и меняется, но социально-экономическая начинка сохраняет исконные черты.
На одном из собраний-встреч с прессой Мария Захарова осадила одного из корреспондентов-армянина по национальности, спрашивающего о задержании российского армянина в Азербайджане по национальному признаку, бросив ему: «В России нет армян, здесь есть только россияне».
В России есть только россияне, но россияне-русские, россияне-армяне, россияне-азербайджанцы, российне-евреи, россияне-украинцы и россияне-испанцы. Зачем же страна, призванная сохранять межнациональный мир, делит страну на национальности первого разряда (как в Сандуновской бане), так и на россиян 2-го и 3-го класса? Это неправильно и чревато.