В Российском историческом обществе (РИО) 15 августа 2017 года открылась выставка, которая наглядно показывает результаты работы закона, обязавшего строительные организации исследовать на месте строительства культурные слои и беречь памятники культуры. Имеется в виду закон «Об
В итоге строительные компании дали работу археологам, русская археология получила массу работы, музеи — бесценные памятники, а учёные — огромное поле деятельности на ближайшие годы. Балтика, Причерноморье, озеро Ильмень, Окское междуречье… «Небольшое количество стран может вести сегодня такие масштабные раскопки», — прокомментировал раскопки Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.
Выставка, носящая название «Горизонты археологии: от Балтики до Причерноморья», включает в себя находки с Суздальского ополья, захоронений эстиев Самбийской экспедиции, клад монет из-под Юрьев-Польского, комплекс из языческого могильника Шекшово. По словам С. Нарышкина: «Главный экспонат — это керамическая голова античного божества V века до н.э., обнаруженная при строительстве Керченского моста». К сожалению, её истинное предназначение пока неизвестно. Эта голова то ли украшала мыс корабля, то ли бытовое сооружение.
Один из участников выставки – Руководитель Самбийской археологической экспедиции Александр Николаевич Хохлов (Институт археологии РАН), рассказал читателям культурно-политического журнала «Э-Вести» о том, чем важны его раскопки и что интересного сегодня происходит с сфере археологии.
Самбийская археологическая экспедиция работает на территории Калининградской области, где ведётся строительство части энергокольца БРЭЛЛ (морского транспорта газа через Беларусь и три прибалтийские страны). Подрядчик в Калининграде – компания Г. Тимченко «Стройтранснефтегаз», которая получила контракт на 21.264 млрд рублей и строит порт, газопровод и связанные с ним сооружения. Сейчас здесь калининградское подземное хранилище газа, где ведутся земляные, строительные работы и модернизация комплексов.
ЭВ: Скажите, пожалуйста, что представляют собой раскопки Самбийской археологической экспедиции?
Хохлов А.Н.: Самбийская экспедиция работает в Калининградской области, её руководитель – Константин Николаевич Скворцов. Работы проводятся на проектируемых участках терминала сжиженного природного газа и водорассольного комплекса.
В связи с ситуацией, которая складывается в Прибалтике, очень важно, чтобы Россия имела энергетическую независимость. Археологи активно участвуют в этом процессе как одно из звеньев технологической цепочки, работают по сохранению уникальных материалов. Иначе экскаватор и лопата рабочего могли уничтожить предметы, которые были достаточно плохой сохранности.
В полевой работе совместно с археологами заняты реставраторы, которые сразу на месте закрепляют предметы, гипсуют монолиты грунта. Поэтому мы сейчас имеем уникальную коллекцию. До сих пор такой коллекции на территории Прибалтики не было.
ЭВ: Кто это копает и финансирует?
Хохлов А.Н.: Раскопки проводит Институт археологии РАН, а финансирование идёт в соответствии с федеральным законом №73 от 2002 года, который жёстко обязывает всех застройщиков и инвесторов перед проведением строительных работ выяснить, есть ли на этой территории объект археологического наследия. Все объекты по закону об охране памятников находятся в собственности государства. В данном случае археологи реализуют государственную задачу по сохранению государственной собственности в виде уникального культурного наследия.
ЭВ: С точки зрения русской истории, VI-VII века – это время первых племенных образований на Руси.
Хохлов А.Н.: Здесь представлена европейская история. На витрине Вы видите конскую сбрую в реконструкции К.Н. Скворцова, который талантлив не только как археолог, но и в других областях. Это очень дорогая узда, на которую надевались ремни с накладками, украшенными золотой фольгой и гранатами – четвериками, пряжками. Владельцем этой сбруи был вождь, который проживал на территории Самбийского полуострова. Не исключено, что в узде были использованы самые разные предметы, изготовленные в других странах. В это время происходило движение со стороны Скандинавии, — и среди предметов мы видим голову языческого божка Одина. Возможно, здесь есть также продукция лангобардов.
История России – неотъемлемая часть европейской истории. Должен Вам сказать, что мы порой даже не представляем себе, насколько это так.
ЭВ: Мы как-то при изучении истории сконцентрированы на истории славян… хотелось бы как-то привязать это к нашей истории.
Хохлов А.Н.: На самом деле, Россия – многонациональная и многоконфессиональная. В генах любого русского человека течёт кровь тех предков, которые когда-то были финно-уграми, балтами, славянами. Сплав этих этносов дал основу для русского народа.
Народ, живший на территории Калининградской области в VI-VII вв, относится к восточным балтам. Их язык — к балтской языковой группе. Балтские языки также вошли в состав русского языка, причём в эпоху Средневековья.
Среди находок на этой территории в прошлом году была печать новгородского князя. Это произошло впервые на территории Восточной Пруссии.
ЭВ: Возможно, они торговали с Новгородом?
Хохлов А.Н.: Возможно – торговали, возможно – двигались. Дружинники уходили на службу к более состоятельному князю, который мог им обеспечить большее довольствие, богатое оружие. Наше представление о том, что это время было убогое, глухое неверно. И вещи, и люди легко передвигались на далёкие расстояния в несколько тысяч километров. Причем, некоторые по роду своих занятий делали это постоянно. Конечно, сельское общество и общинники были замкнуты, вели патриархальный образ жизни, но политическая и социальная верхушка была очень мобильна, подвижна. Они осваивали территорию Центральной и Восточной Европы, в том числе территорию Руси.
Территорию Калининградской области населяли племена пруссов, а в Великом Новгороде есть Прусская улица, известная источникам с XIII века. Безусловно, выходцы с территории Пруссии, которую мы изучали, переселились намного севернее на территорию Господина Великого Новгорода и основали там не просто анклав, а целую улицу, и играли видную роль в политической жизни Новгорода. Кстати, один из дружинников Александра Невского имел родовое имя Мися (Михаил), а прозвище – Прушанин, то есть, с Прусской улицы.
ЭВ: У нас в это время – складывание первых племенных образований. А что происходит у них?
Хохлов А.Н.: К сожалению, мы не имеем письменных источников фактически до «Повести временных лет», который дошёл до нас в сводах XIII века и более позднего периода. Поэтому археологические данные уникальны. Но для того, чтобы создать целостную картину, нужно аккумулировать материалы. Это накопление при небольших плановых, разовых работах идёт достаточно долго.
Но когда проводятся большие спасательные работы на месте будущих строек, то здесь всё происходит совершенно по-другому. Здесь люди, конечно, должны работать без выходных и проходных, но при том мы получаем уникальный материал и огромный массив информации.
Вот сейчас, например, автодорога «Таврида», которая идёт от Керченского моста до Севастополя. Это 270 км. 70 памятников археологии нужно раскопать за период чуть больше года. Поэтому Институт Археологии в содружестве с археологами Санкт-Петербурга, Новосибирска, Казани непрерывно работает с этими материалами.
Вот у нас выставка называется «Горизонты археологии: от Балтики до Чёрного моря»
ЭВ: Будет ли это изучаться историками?
Хохлов А.Н.: То, что найдено, будет гигантской по толщине книгой, над которой будут работать десятки, сотни специалистов.
Есть классическая история, основанная на письменных источниках, но там есть большая сложность: почти все письменные источники известны, неоднократно обработаны специалистами по шрифту, пергаменту, оттискам. А археологический материал постоянно пребывает и закрывает собой огромную нишу дописьменного периода истории.
Почему очень жесткое законодательство относительно памятников, строгое наказание за разрушение объектов археологического наследия. Во-первых, это собственность государства. Во-вторых, памятники уникальны, с ним уничтожаются десятки страниц уникальной книги по истории.