Исследователи из Болонского университета Сильвия Феррара, Кэтрин Келли и Маттиа Картолано утверждают, что им удалось найти связь между символикой печатей и письмом, а значит, между доисторией и историей. Их работа, однако, вызвала научную полемику, поскольку является попыткой доказать идею, отвергнутую десятилетия назад.
Ещё до изобретения письменности в Месопотамии пользовались знаками, фиксирующими операции с имуществом. В частности, в ходу были цилиндрические печати, с помощью которых оставляли оттиски во влажной глине. В Болонском университете обнаружили, что некоторые из них были перенесены в протоклинопись — протописьмо.
«Одним из самых ярких примеров такого рода является использование изображений бахромчатой ткани и сосуда в сетке», — говорит Картолано. Символ транспортировки товара встречается как на цилиндрических печатях, так и на протоклинописных табличках.
Клинопись появилась около 3200 г. до Р.Х. в Месопотамии. До этого в регионе действовала более простая система — протоклинопись, которая использовалась с 3350 по 3000 г. до Р.Х. На основе чего она появилась — неизвестно, но до этого начиная с VII тысячелетия до Р.Х. в Северной Месопотамии существовала символика для нужд административных и торговых дел — всевозможные циллиндрические печати.
Символы на печатях из города Урук (современный Ирак), датируемые 6 тысячами лет назад, могли внести значительный вклад в изобретение протописьменности… на юге Месопотамии.
Как один из первых городов, возникших в Месопотамии, Урук стал торговым центром в IV тысячелетии до Р.Х. Вскоре проставленные здесь печати начали встречаться повсюду, ими скрепляли сделки, отмечали производство, хранение и транспортировку промышленных товаров, текстиля и продовольствия — маркировали товар. Видимо, когда печати северян стали курсировать на юге, там начала развиваться идея письменности.
«Мы сосредоточились на изображениях печатей, которые возникли до изобретения письма, продолжая развиваться в протописьменный период, — говорят исследователи из Болонского университета и соавторы исследования Кэтрин Келли и Маттиа Картолано. — Это позволило нам идентифицировать ряд символов, связанных с транспортировкой текстиля и керамики, которые позже эволюционировали в соответствующие протоклинописные знаки».
Выводы исследователей выглядят убедительно. Но та же мысль была ранее высказана Холли Питтман из Университета Пенсильвании в главе книги 1994 года. «Я рада, что спустя 30 лет после того, как я впервые высказала предположение о роли печатей в происхождении протоклинописи, новое поколение ученых подхватило мою идею и дополнило мои аргументы», — говорит Питтман. В 1990-х годах ее идея была отвергнута «без серьезного рассмотрения».
Что же смущает учёных, если изображения на печатях так сильно напоминают возникшее затем письмо? Видимо, то, что печати — исключительно функциональные вещи, которые не предполагали повествовательных задач. Так как же из маркировки могли вырасти письменность и литература?