Моя первая учительница – мой классный руководитель Тамара Дмитриевна, говорила: «Всё, что ты принёс сюда в школу – будет исправлено. Ты в этих стенах получишь те знания, которые тебе пригодятся на всю оставшуюся жизнь». Она любила при этом шлёпнуть так, что ты мог получить сотрясение мозга.
Первыми жертвами её воспитания были мои друзья-товарищи, в частности, Игорь Долгих, которого она толкнула так сильно, что он вылетел в коридор, задев головой классную дверь. Но в итоге всё, что я принёс в школу в 7 лет, с некоторыми изменениями не растрачено до сих пор, хотя мне уже пошёл седьмой десяток.
Те гуматарные и гуманистические знания, которые я получил в семье (прежде всего, от своих воспитателей Натальи Евгеньевны Гарф, Клары Ивановны Шрёдер, моей родной бабушки Анны Васильевны Павловой и моей незабвенной вседорогой покойной матушки) – это тот остов, та божестенная литургия, которая началась при моём рождении и не заканчивается до сих пор и не закончится никогда, даже в моей последующей неземной жизни.
Конкретика, конкретные знания (даты, события, инструментарий отдельных технологических процессов: компьютерная техника, написание книг, умение и владения языками, способность вести публичные и непубличные лекции) – всё это, поверьте, вторично. Главное – это то, что в тебя заложили ангелы и серафимы через ближних для того чтобы ты правильно понимал мир и свою собственную матрицу в этом космическом пространстве.
Я далёк от мира созерцания в духе Далай-Ламы, говорящего о том, что мы должны наблюдать мир из самой высокой точки в Вечности, но сверху, не вмешиваясь в пустопорожние события текущего дня.
Солнце восходит, солнце заходит. День прошёл – наступил следующий. Нет, я так не воспитан. Я – участник всех процессов, их действующее лицо. Я не объект, а как минимум демиург, актор тех событий, которые происходят. Я в них участвую всеми доступными мне ресурсами по принципу «не навреди» и, как говорили римляне, nihil disputandum – ни с кем не ссорься.
Сегодня как никогда я вспоминаю изречение моей покойной бабушки, которая утверждала один очень глубокий тезис: «Ты родился в счастливой стране в счастливое время».
Когда мне исполнилось 12 лет, мы с ней гуляли по аллее одного из подмосковных дворянских парков, и в сени деревьев она сказала: «Мы, живущие в этой стране, не должны ощущать себя несчастными и убогими только потому, что мы здесь живём». Ведь и впрямь, жители Швейцарии, Англии, США и, наверное, острова Вануату, счастливы быть гражданами своих стран.
Почему же мы должны ощущать себя ущербными только по факту того, что мы – граждане великой страны. Великой в прямом смысле этого слова – самой большой, самой богатой, самой потенциально насыщенной и очень духовной страны. «Мы не виноваты, — говорила бабушка, — что нами правят карлики и пигмеи, которых мы же и допустили управлять собой».
Кто-то из них – недоучившийся семинарист, кто-то – не отсидевший свой срок на каторге за уголовное преступление, кто-то не доубивал своих невинных жертв до нужного количества, определённого его же шайкой (как бы она ни называлась).
Одним словом, как и почему получилось, что в огромной и великой по критерию величия своего народа стране, вот уже 100 лет ей правят (как говорил в своё время незабвенный Дональд Макклейн) «джентлемены из клуба пожилых людей»? Иной раз на смену пожилых джентльменов приходили не пожилые джентльмены, но суть-то ведь не менялась? Почему – у меня есть ответ на этот вопрос.
В эпоху Александра I сложилась и окончательно оформилась концепция двух состояний одного общества. Власть сама себя назначила вершителем судеб всего государства. Только она, одна-единственная, знает, куда надо вести общество, потому что она наиболее информированная и наиболее нравственная. Ну а как же иначе? Она же ближе, чем все остальные, к Богу. Она ведь Там, высоко.
Идея власти о том, что она одна способна и призвана вершить судьбы людей – идея глубоко порочная и противоестественная, хотя бы потому, что никто из живущих в этом государстве не давал ей права распоряжаться своими судьбами. И прежде всего, своими жизнями и жизнями своих детей.
Это право они себе сами назначили. И, пользуясь дешёвыми ресурсами – государственными средствами пропаганды, социально-экономической политикой, перекрыванием кислорода и крана в жизненно важных областях, они выдавливают гражданское общество в зону поклонения и подобострастия перед глубоко лживым, антигуманным поведением людей с непредсказуемой психикой.
Несколько дней назад было объявлено, что Дума выступила с инициативой продлить ещё на два срока пребывание у власти самого замечательного и мудрого, а главное – человеколюбивого руководителя всех времён и народов (разумеется, после Сталина) — В.В. Путина. Дай Бог ему здоровья и процветания, оптимизма и бодрости духа.
Никогда не забуду, как этот скромный человек – бывший сотрудник самых чистых и чистоплотных рядов военослужащих, долгие годы находившийся на самых постах организации, говорил: «Как же трудно руководить людьми и отвечать за их действия, когда они такие непредсказуемые! Какая же это ответственность!». Видимо, хотел сказать он, отвечать за безответственных…
Я его, к сожалению, давно не видел. В последний раз я видел его, когда он исполнял ответственное поручение, будучи высокопоставленным сотрудником мэрии Санкт-Петербурга. Но сегодня при встрече я сказал бы ему: «Дорогой В.В. Уходите со своего поста подобру – поздорову. Вы и так уже многое сделали для государства и народа. Не убивайте Вы уж так себя ради нас, сирых и недостойных. Мы уж как-нибудь сами за себя перед Богом ответим».
А то что уже получается – всё Вам, бедному, и это при Ваших-то заслугах перед нами, ещё 20 лет за нас, недостойных, перед Богом отвечать?! Не стоит этого делать. Поберегите своё здоровье. Мы соберём Вам на хороший отдых – Вы его заслужили. Поезжайте на Коморские острова – там тепло, ветра нет, красивый океан. Будете пить мохито и дайкири, обнимать трёх жён, о которых пишет недобросовестная печать, и наслаждаться жизнью.
А мы уж как-нибудь… горбатые, одноглазые, однорукие, при плохом питании и отсутствии здравоохранения дотянем до Армагеддона. Дайте нам, пещерным людям, дожить свой век спокойно. И вам будет хорошо там, на Багамах или в Панаме, и нам уж как-нибудь в наших норках с кусочком чёрствого хлеба и свернувшимся в трубочку кусочком старого сыра, который ещё не доели мыши.
Наша статья – не-прогноз. Прогнозов хоть отбавляй, а вот не-прогноз один: Россия без Путина зачахнет. Она просто превратится в какую-нибудь Швейцарию или (не дай Бог) Бахрейн, Дубай или Норвегию со Швецией.
Мы же не будем знать, что делать со всем этим благополучием – мы к этому не привыкли. А кто будет дрова колоть для печки? А кто будет ходить в лес за хворостом? А кто будет мостить дороги, по которым не проехать – не пройти ни зимой, ни летом, ни зимой. Вы что нас хотите облечь в статус Вечного Жида – вечного скитальца? А вдруг нам понравится жить как швейцарцам или шведам или норвежцам? Нет, не давайте нам такую возможность, дорогой и любимый руководитель.
После Путина и должен быть Путин. Пусть Путина не будет, но будет путинщина – то есть, частная собственность на средства производства останется в прежних руках (ключевая роль в экономике и обществе должна оставаться у людей, которые должны понимать свою роль как вертухая – надзирателя в колонии, чтобы не дай Бог кто-то не оброс жирком и не стал жить благополучно). Иначе потеряется смысл мирового противостояния.
А мы должны быть бедными, но духовными. А они – богатыми, но бездуховными. Но при этом мы должны как Вечный Жид искать своего счастья до скончания века, хотя все прекрасно понимают, что счастье рядом и состоит в том, чтобы создать комфортабельные условия для вождя нации на Коморских островах. Или, в крайнем случае, на Багамских. Там тоже не очень ветрено.