Появившееся недавно сообщение об особом мнении одного из членов Конституционного суда относительно правопреемства Российской Федерации в очередной раз всколыхнуло интеллектуальную и правовую общественность страны и снова породило вопрос о том, в какой же стране мы живём. Вопрос настолько непраздный, что диву даёшься, как он до сих пор окончательно не определён.
С одной стороны, официально на целом ряде международных форумов заявлялось о том, что Российская Федерация является правопреемницей СССР. В некоторых же случаях, например, в экономической, финансовой и банковской сферах страна выступает как правопреемница Российской Империи.
В мою бытность работы в формате круглого стола по вопросах изучения международного опыта реституции при Комитете по экономической политике Госдумы, возглавляемого проф. Лисичкиным в 1997-1998 годах, этот вопрос уже вставал. Вставал он неоднократно.
Многие из участников дискуссии тогда совершенно законно говорили: если Российская Федерация является правопреемницей Российской Империи, пусть и перескочив через почти столетний исторический период существования СССР, то должно произойти два правовых (!) акта:
1) власти должны публично покаяться в содеянном злодействе — убийстве главы государства и его семьи, а также в многолетнем геноциде — уничтожении большого количества невинных созданий и формировании огромной армии страстотерпцев.
2) необходимо гарантированно провести процедуру правопреемства (она будет и моральной, и исторической) по части всего основного и личного капитала Российской Империи. Речь идёт о проведении различных форм восстановления прав добросовестных владельцев на утраченное имущество и возврате титулов, званий и т.п. Их будет необходимо вернуть или компенсировать.
Если глубоко посмотреть на всю пробуксовку экономического и социально-экономического состояния страны, то мы увидим, что корень всего этого скрыт не в каких-то глубинных причинах, а во вполне естественных причинах, присущих любому строю, как показывает история.
Решение главного вопроса о том, является ли Российская Федерация правопреемницей Империи, а не только правопреемницей СССР, выполнит двуединую задачу: 1) подтвердится непрерывность исторического и правового процесса с возвращением россиян и их потомков из изгнания, вместе с возвратом их материального и интеллектуального капитала в Россию. 2) Россия включится в естественный симфонический концерт мирового сообщества, когда и потомки экслуататорских классов, и нынешние граждане Российской Федерации будут уравнены в правах.
Опасения относительно последствий реституции, о которых так долго говорили большевики и постбольшевики как о невозможных и невообразимых действиях в нынешних условиях (де это всколыхнёт классовую рознь и приведёт к гражданской войне) несостоятельны. Все страны постсоветского лагеря в той или иной степени прошли через этот непростой путь и нигде никакой гражданской войны не произошло.
История показывает, что в России тоже реституция происходила неоднократно. Хотя ранее такого масштаба изъятия личного и основного капитала не происходило, но значительные формы реституции всё же имели место. Об этом писали и Николай Костомаров, и Николай Карамзин, и Сергей Соловьёв.