«Сговор» ОПЕК+ привёл к сокращению добычи нефти. 4 июня 2023 года нефтедобывающие страны решили сохранить действующее соглашение в 2024 году и ограничиться при этом производством в размере 1.4 миллиона баррелей в сутки.
Со времён Мафусаила известно, что при начале где-то на земном шаре боевых действий, требующих большой затраты энергии, происходят радикальные изменения в мировой экономике. Это есть не только в учебниках по мировой экономике, это диктует вся практика за последние 250 лет. Столько существует и нефтяной век.
Там, где начинается горячий конфликт, происходит то, что потребление нефти и её производных увеличивается кратно. А в 2024 году ожидается полномасштабное наступление Народно-освободительной армии Китая (НОАК) на Тайвань.
В настоящее время международные отношения диктуются императивами мировой экономики. Главное лобби здесь — держащий руку на пульсе добычи нефти и установления цен на неё. Он влияет на поведение тех, кого называют «сердцевиной глобальных экономических процессов»: тех самых пресловутых 30-40 тысяч транснациональных компаний (ТНК), и особенно на их ядро — 6-8 тысяч транснациональных банков (ТНБ).
С продлением нефтяной сделки произошло то, что специалисты по мировой экономике называют классическим примером картельного сговора, прямо как из учебника, с некоторыми оговорками.
Нынешний «картельный сговор» — не банальный картельный сговор начала зарождения капитализма, и уж точно он не похож на эпоху «Семи сестёр» 1940-1970х годов, когда ещё не существовал ОПЕК. Его рождение и есть реакция на вседозволенный безграничный императив нефтедобывающих монополий во главе с British Petroleum и другими сверхмонополистами.
Сегодня же мы ошеломлены вдвойне. Во-первых тем, что ОПЕК+, на словах отвергавший влияние России в мировой экономике, категорически ранее отрицал политический аспект в отношении стран-участников и России (особенно в сфере поставок нефти и нефтепродуктов «недружественным странам»).
Мало того, что во всеуслышание и в полный рост СМИ сообщили нам о переговорах между Россией и странами по всем вышеназванным аспектам, но Россия продемонстрировала миру и мировой экономике, что её рано считать неполноценным игроком на мировом рынке нефти. Неожиданным образом наша страна доказала, что имеет тайные и явные ресурсы, которые в случае чего сможет применить и поставить всех «по стойке смирно».
Как утверждал известный сатирик в небезызвестной репризе: «Шутки шутками, но могут быть и дети». У России есть ещё в загашнике немало ресурсов, благодаря которым она будет влиять на «мировые дела». Один из них — увеличение-сокращение добычи нефти.
Неслучайно в России этот сектор сверхмонополизирован. Пусть зарубят себе на носу мои читатели: кто обладает ядерным чемоданчиком — это известно, а вот кто обладает нефтяным чемоданчиком — большой вопрос. Мы до конца не знаем и не уверены в поведении на мировых рынках капитанов нефтяной индустрии.
Во-первых, их количество постоянно меняется. Сначала их было 10, сейчас 20, завтра их может стать 30 или, наоборот. 5. Люди, которые возглавляют нефтяные госкорпорации, подчинены одному-единственному центру и действуют согласованно, целенаправленно и по тем или иным причинам в полном согласии с Кремлём.
Надо дать чёткое объяснение, почему прилетел «черный лебедь» — прошло сообщение о том, что будет не увеличение, а сокращение добычи нефти? Несмотря на то, что в печати наводится тень на плетень, всё просто: при сокращении добычи увеличивается цена на нефть. Никакой особенной науки здесь нет. Никто из игроков — главных поставщиков нефти и нефтепродуктов, и не собирался ни для одной из сторон конфликтов увеличивать добычу с понижением цен.
А ресурсы явно потребуются уже сейчас: одна из сторон конфликта уже закупила целую эскадру боевых самолётов и будет стремиться к соответствующей российской стороне сумме расходов (61 млрд долларов, «Экономист» пишет о том, что в 2023 году Россия потратила именно столько на СВО).
Ни у одного из спонсоров не таких средств, чтобы соответствовать этой сумме. Откуда она у России — вопрос. Может быть, страна преуспела оттого, что стала главным поставщиком зерновых на мировом рынке, а может быть, обогатилась открытыми кладами в Западной Сибири или золотоносными рудниками в Восточной…