18 сентября 1698 года произошло событие, которое до сих пор влияет на круги истории. В этот день в 17 веке случилось то, что стало основанием для упражнений умов философов, историков и политологов начиная с Вольтера: в Бастилию привезли узника, имя которого и по сей день неизвестно
Сначала мой рассказ о том, почему это так важно, а затем — о том, кем был узник.
Итак, приступим. 18 сентября 1698 года в тюрьму, где содержались только государственные преступники и только по личному приказанию короля, поступил тот, чьё имя и значение для страны и Европы было огромным.
По приказу военного министра Людовика XIV маркиза де Лувуа начальник тюрьмы Пиньероль (Италия) барон Сен-Мар привез в Бастилию человека, имя которого было окутано тайной. Забегая вперёд скажу, что когда таинственный заключенный умер, его вещи были сожжены, посуда переплавлена, а стены камеры закрашены. К счастью, считавшиеся утерянными описи были обнаружены в 2015 году и попали в Центральный нотариальный реестр Франции.
Сен-Мар выполнял обязанности камердинера и слуги узника, а мог видеть его только один раз в день и категорически не мог разговаривать с ним. Его лица с момента ареста капитаном Де Лиллем в городе Кале и до его смерти долгие годы не видел никто, оно было самым тугим образом закрыто специальной маской из чёрного бархата, что послужило основанием для легенды, запущенной Александром Дюма и давшего жертве абсолютизма имя Узника в Железной маске.
Интерес к нему неслучаен: события вокруг этого человека являются ключевым моментом не только в истории Франции, но и истории всей Европы, а значит, и всего мира.
Здесь мы переходим ко второй части нашего повествования: кем же был этот человек и почему его история так важна для истории мира, а также почему до сих пор, несмотря на обилие фактов и доказательств, легенда не развеяна?
Всё дело в том, что как и утверждал Вольтер, этот человек был старшим братом-близнецом Людовика XIV!
Да, действительно, существует порядка 100 версий о том, кем был царственный заключенный, а источники не подтверждают сам факт рождения близнеца и не объясняют, почему он не стал королем.
Но если мы допустим вторую доминирующую версию, что это был не брат Людовика XIV, а его сын от Луизы де ла Вальер граф Вермандуа, который дал пощёчину брату — великому дофину, за что получил вечное заключение, то он скончался в раннем возрасте и его судьба вообще неизвестна, кроме факта кончины в 1683 году.
Существует любопытный источник — Mémoires secrets pour servir à l’histoire de Perse (Амстердам, 1646 год), мемуары неизвестного современника событий, где впервые под видом интриг персидского двора упоминается рассказ о Железной маске. Здесь приводятся свидетельства очевидцев, включая двух мушкетёров, находившихся около узника и проинструктированных его убить если заговорит. По сведениям автора, узником Бастилии был тихий молодой человек с изящными манерами, обладающий приятным тембром голоса и производивший впечатление величественной фигуры. Его посещал регент, а губернатор благоговел перед ним.
Есть ещё одна яркая версия, которую приводят источники, в частности, Лагранж-Шансель в произведении L’année littéraire — это был камергер Анны Австрийской, реальный отец Людовика XIV. Это мог быть также Франсуа де Вандом, герцог Бофор, ещё один из любовников королевы. То есть, король мог заключить под стражу собственного отца, чтобы не раскрыть неприличное сходство короля с настоящим родителем.
Завершая рассказ об огромном корпусе сведений вокруг тайны узника Бастилии, хочу сказать, что я склоняюсь к версии о том, что написал иезуит Гриффе, 9 лет бывшим духовником в Бастилии и оставивший потрясающие воспоминания Traité des différentes sortes de preuves qui servent à établir la vérité dans l’Histoire. Он приводит слова французского лейтенанта, жившего в Бастилии дю Жонка, который 19 сентября 1698 года с острова Святой Маргариты доставил узника с неизвестным именем, лицо которого было постоянно закрыто чёрной бархатной маской.
Это, по его словам, был не просто необычный узник, которых было в тюрьме около 10, но особый, потому что он был доставлен в кожаной клетке портшезе с небольшим отверстием для глаз. Сам же иезуит Гриффе склоняется к версии, изложенной в качестве основной.
Известна переписка членов королевской семьи той поры, где имя узника никогда не упоминается, но речь идёт об очень близком родственнике короля.
История с братом-близнецом также зиждется на сведениях некоего Марселя Паньоля, который доказывает, что рождение Людовика XIV было покрыто непроходимой завесой тайны, несмотря на публичность. Это свидетельствует о рождении не одного, а двух младенцев. Причём судьба одного из них была предрешена.
Тот, который на несколько мгновений появился позже первого, и есть тот самый брат-близнец. Имя его Догер, который полжизни провёл в Англии и называл себя Джеймс де ла Клош.
Он вырос на острове Джерси и позже подготовил заговор против Людовика XIV во главе с Клодом Ру де Марсийи. В 1669 году Джеймса арестовали — он под пытками выдал имя заговорщика.
Небезызвестный аббат Су ля Ви, автор мемуаров маршала Ришелье Memoires de marechal de Richelieu, однако выдвигал другую версию — что родной отец Людовик XIII велел воспитать принца как короля, чтобы предотвратить беды двойного рождения в королевском доме.
Существовало некое предсказание о том, что двойное рождение приведёт к катастрофе Франции и Европы.
Кардинал Мазарини, знавший о главной тайне королевского дома, завещал после своей смерти открыть её своему суверену Людовику XIV, что и было сделано. Реакция была молниеносной: король велел заточить брата, а ввиду немыслимого и невероятного сходства с ним, навечно надеть на него маску.
Напомню, что все лидеры великой Французской революции, начиная от Робеспьера и кончая Наполеоном, считали такую версию наиболее достоверной.
Что касается версии Александра Дюма, изложенной в романе «Виконт де Бражелон», она основана на тезисе, что в 4х французских династиях Бурбонов, Орлеанов, Валуа и Капетингов изобиловала историями двойного рождения. Были случаи не только двух, но и большего количества близнецов.
Загадочный узник Бастилии умер 19 ноября 1703 года после длительного плена и был похоронен на кладбище церкви Сен-Поль под именем Маркиоли и с заведомо ложным указанием возраста. Это говорит о том, что дата его рождения была так же важна для преследователей, как и имя, которое он носил, и его замаскированное лицо.
Огромное количество литературы, фильмографии, изображений живописи и даже в архитектуре свидетельствует о неугасающем продолжающемся исследовании этой загадочной истории. Действительно, факт раскрытия этой невероятной сказки-легенды послужит существенным переворотом в историографии.
Сегодня — день начала Венского конгресса, который в 1814 году создал очертания нынешнего ландшафта политической жизни Европы. Он изменил мир, созданный в результате войн Людовика XIV (прежде всего, Войны за испанское наследство), где в Европе доминировали Англия, Франция, Австрия и Пруссия.